Кировск : страницы истории : [75-летию г. Кировска посвящается] / [авт.-сост. : В. Э. Берлин, Т. Е. Королева ; пер. Р. А. Кравченко-Бережной ; фот. : С. Смолин и др.]. - Кировск : [б. и.], 2006. - 175, [1] с. : ил.

ш т т ш м <S3> карело-м урм анский край Где быть социалистическому городу в районе Хибин? Краеведческий, общественно-экономический, иллюстрированный журнал № 2 Февраль 1930 г. Выехавшая в Хибины 26 января Комиссия по по­ стройке социалистического города в районе апатитовых разработок была пополнена на месте представителями Мурманского исполкома, Мурманского окружного бюро профсоюзов, уполномоченными санитарного надзора Мур­ манской ж. д. и Начальника работ по постройке новой. линии к апатитовым разработкам. В период 28—30 января Комиссия произвела осмотр участков на месте. Участок, находящийся в непосредственной близости от Кукисвумчоррского месторождения, находится в исклю­ чительно неблагоприятных климатических условиях (силь­ ные ветры по горным долннам, снежные заносы к пр.), сильно заболочен и недостаточен по площади, отвод сточных канализационных вод невозможен без загрязне­ ния оз. Вудъявр, являющегося единственным источником водоснабжения. Участок, находящийся в долине р..Юкспориок, тоже сильно заболочен, недостаточен по площади даже для развития здесь подъездных путей к будущим новым руд­ никам и также неудобен для стока и канализации. По­ ложительной стороной этого участка является его защи­ щенность от ветра. Участок, находящийся вблизи магистрали Мурман­ ской ж. д., на 2—4 клм. гужевой дороги от ст. Апа­ титы, значительно удален от местонахождений н рудни­ ков. Несмотря на благоприятные, по сравнению с дру­ гими участками, климатические, топографические и прочие условия, а также выгоды, связанные с расположением на основной железнодорожной магистрали, этот участок не может быть признан пригодным для города, населе­ ние которого будет состоять нэ рабочих рудников и предприятий. Участок, расположенный с южной стороны оз. Вудъявр на 17— 19 клм. по обеим сторонам гужевой дороги и на 20—22 клм. железнодорожной линии к месторожде­ ниям апатитов, открыт действию северных ветров, пре­ обладающих в данной местности, а вследствие этого и снежным заносам, имеет достаточную для застройки сравнительно ровной поверхности площадь, расположен­ ную на сухом месте, покрытом ельником с супесчано- валуновой почвой, доступной действию солнца. Водой здесь город может быть обеспечен из оз. Вудъявр, сточ­ ные канализационные воды могут быть отведены в реку Белую. Этот участок является по своему местоположению ближайшим от существующего и предполагаемых устрой­ ством рудников (7—8 клм.) и дает возможность осуще­ ствить в районе будущего городка товаро-пассажир«кую станцию, С этими выводами не согласился представитель Коло­ низационного отдела Мурманской ж. д., который счи- чает более целесообразным расположить город в районе главной магистрали Мурманской ж. д., вблизи ст. Апа­ титы. Хибины.—В районе Апатитового городи. После обмена мнений, Комиссия постановила: 1) Отказаться от мысли о постройке трех рабочих поселков по числу трех предполагаемых рудников и со­ средоточить все строительство в одном пункте. 2) Количество населения к концу первой пятилетки принять в 20000 человек. 3) Наиболее подходящим участком признать располо­ женный на 17—19 клм. фунтовой дороги под условием, если Правление железной дороги обеспечит будущий городок товаро-пассажирской станцией, а Колонизаци­ онный отдел дороги разработает план и приступит к организации совхозов и колхозов в целях удовлетво­ рения населения городка местными продуктами пи­ тания. 4) Тип планировки принять современный — социали­ стический, осуществляемый постройкой домов-коммун, допуская возведение незначительного процента семейных квартир исключительно в первый год строительства. 5) Принимая во внимание крайнюю необходимость начала осуществления постройки города в текущем 1930 г., разработку детального задания закончить не позднее 15 февраля, нивелировочный план выбранного участка— к 25 февраля, после чего немедленно присту­ пить к составлению вскичиого проекта. Это постановление заставило подумать о строительстве в Хибинах настоящего города. В моей отчетной книге, поданной правительству в начале ноября того же года, были намечены и первые варианты таких поселений, а именно: два маленьких поселка около рудников Кукисвумчорра и Юкспорра и постройки городского центра на юг от морены и озера Большой Вудъявр на южных склонах, обращенных к реке Белой. Тем не менее вопрос не получил окончательно­ го разрешения, и только приезд Сергея Мироно­ вича Кирова 31 декабря 1929 г. дал решительный толчок постройке крупного социалистического города в районе апатитовых разработок. По его предложению, в январе 1930 г. в Хибины была отправлена специальная комиссия из предста­ вителей Ленинграда, Мурманской железной до­ роги и мурманских организаций для подготовки окончательного решения и выбора места для постройки. Комиссия отнеслась отрицательно к трем выдвигавшимся сначала вариантам, а именно: к устройству центрального города около самого Кукисвумчоррского месторождения, совершен­ но справедливо указывая на неблагоприятные географические условия - ветер, снега и лавины 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz