Кировск : страницы истории : [75-летию г. Кировска посвящается] / [авт.-сост. : В. Э. Берлин, Т. Е. Королева ; пер. Р. А. Кравченко-Бережной ; фот. : С. Смолин и др.]. - Кировск : [б. и.], 2006. - 175, [1] с. : ил.
ш т т ш м <S3> карело-м урм анский край Где быть социалистическому городу в районе Хибин? Краеведческий, общественно-экономический, иллюстрированный журнал № 2 Февраль 1930 г. Выехавшая в Хибины 26 января Комиссия по по стройке социалистического города в районе апатитовых разработок была пополнена на месте представителями Мурманского исполкома, Мурманского окружного бюро профсоюзов, уполномоченными санитарного надзора Мур манской ж. д. и Начальника работ по постройке новой. линии к апатитовым разработкам. В период 28—30 января Комиссия произвела осмотр участков на месте. Участок, находящийся в непосредственной близости от Кукисвумчоррского месторождения, находится в исклю чительно неблагоприятных климатических условиях (силь ные ветры по горным долннам, снежные заносы к пр.), сильно заболочен и недостаточен по площади, отвод сточных канализационных вод невозможен без загрязне ния оз. Вудъявр, являющегося единственным источником водоснабжения. Участок, находящийся в долине р..Юкспориок, тоже сильно заболочен, недостаточен по площади даже для развития здесь подъездных путей к будущим новым руд никам и также неудобен для стока и канализации. По ложительной стороной этого участка является его защи щенность от ветра. Участок, находящийся вблизи магистрали Мурман ской ж. д., на 2—4 клм. гужевой дороги от ст. Апа титы, значительно удален от местонахождений н рудни ков. Несмотря на благоприятные, по сравнению с дру гими участками, климатические, топографические и прочие условия, а также выгоды, связанные с расположением на основной железнодорожной магистрали, этот участок не может быть признан пригодным для города, населе ние которого будет состоять нэ рабочих рудников и предприятий. Участок, расположенный с южной стороны оз. Вудъявр на 17— 19 клм. по обеим сторонам гужевой дороги и на 20—22 клм. железнодорожной линии к месторожде ниям апатитов, открыт действию северных ветров, пре обладающих в данной местности, а вследствие этого и снежным заносам, имеет достаточную для застройки сравнительно ровной поверхности площадь, расположен ную на сухом месте, покрытом ельником с супесчано- валуновой почвой, доступной действию солнца. Водой здесь город может быть обеспечен из оз. Вудъявр, сточ ные канализационные воды могут быть отведены в реку Белую. Этот участок является по своему местоположению ближайшим от существующего и предполагаемых устрой ством рудников (7—8 клм.) и дает возможность осуще ствить в районе будущего городка товаро-пассажир«кую станцию, С этими выводами не согласился представитель Коло низационного отдела Мурманской ж. д., который счи- чает более целесообразным расположить город в районе главной магистрали Мурманской ж. д., вблизи ст. Апа титы. Хибины.—В районе Апатитового городи. После обмена мнений, Комиссия постановила: 1) Отказаться от мысли о постройке трех рабочих поселков по числу трех предполагаемых рудников и со средоточить все строительство в одном пункте. 2) Количество населения к концу первой пятилетки принять в 20000 человек. 3) Наиболее подходящим участком признать располо женный на 17—19 клм. фунтовой дороги под условием, если Правление железной дороги обеспечит будущий городок товаро-пассажирской станцией, а Колонизаци онный отдел дороги разработает план и приступит к организации совхозов и колхозов в целях удовлетво рения населения городка местными продуктами пи тания. 4) Тип планировки принять современный — социали стический, осуществляемый постройкой домов-коммун, допуская возведение незначительного процента семейных квартир исключительно в первый год строительства. 5) Принимая во внимание крайнюю необходимость начала осуществления постройки города в текущем 1930 г., разработку детального задания закончить не позднее 15 февраля, нивелировочный план выбранного участка— к 25 февраля, после чего немедленно присту пить к составлению вскичиого проекта. Это постановление заставило подумать о строительстве в Хибинах настоящего города. В моей отчетной книге, поданной правительству в начале ноября того же года, были намечены и первые варианты таких поселений, а именно: два маленьких поселка около рудников Кукисвумчорра и Юкспорра и постройки городского центра на юг от морены и озера Большой Вудъявр на южных склонах, обращенных к реке Белой. Тем не менее вопрос не получил окончательно го разрешения, и только приезд Сергея Мироно вича Кирова 31 декабря 1929 г. дал решительный толчок постройке крупного социалистического города в районе апатитовых разработок. По его предложению, в январе 1930 г. в Хибины была отправлена специальная комиссия из предста вителей Ленинграда, Мурманской железной до роги и мурманских организаций для подготовки окончательного решения и выбора места для постройки. Комиссия отнеслась отрицательно к трем выдвигавшимся сначала вариантам, а именно: к устройству центрального города около самого Кукисвумчоррского месторождения, совершен но справедливо указывая на неблагоприятные географические условия - ветер, снега и лавины 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz