Кировск : страницы истории : [75-летию г. Кировска посвящается] / [авт.-сост. : В. Э. Берлин, Т. Е. Королева ; пер. Р. А. Кравченко-Бережной ; фот. : С. Смолин и др.]. - Кировск : [б. и.], 2006. - 175, [1] с. : ил.

РОЖДЕНИЕ КОМБИНАТА "АПАТИТ'' В июне 1929 г. в Хибинах состоялось со­ вещание по поводу постройки желез­ нодорожной ветки от разъезда Белый до Кукисвумчоррского месторождения. Участво­ вали представители Академии наук, ДОС, НКПС, Промэкспорта, Мурманской ж.д. и Института по изучению Севера. Решено форсировать изыс­ кания, чтобы к 1 октября был окончательно готов технический проект. Вот хронология последующих событий. 1929 - 8/ѴІ. На разъезде Белый высадилась первая партия геологоразведчиков НИУ (институт удобрений, научный руководитель М.П. Фивег). 1929 - 26/ѴІ. Колонизационным отделом Мурманской ж. д. для геологов НИУ был постро­ ен деревянный барак № 1 - первый жилой дом в Хибинах, - с него начался город (сегодня в этом доме музей). 1 9 2 9 - 20/ѴІІІ. На горе Кукисвумчорр на высоте 560 м заложена первая буровая скважина. 1 9 2 9 - 2-3/ІХ. Расширенное заседание Апати- то-нефелиновой комиссии в Апатитовом поселке Хибинской тундры. На заседании присутствуют: Ферсман, Лабунцов, Куплетский, Влодавец (Инс­ титут Севера), Григорьев (Геолком), Рубинштейн (Геодезическая партия), Игнатьев, Иванов, Со- ловьянов (ЛОСНХ), Серов (Промэкспорт), Фивег, Антонов (НИУ), Чиркин, Осиновский, Будищев, Окунев, Лемониус (Мурманская железная доро­ га), Щиголь (Ленхимтруд), Островецкий (Карел- гранит), Никонов (ВСНХ АКССР), Эйхфельд (Хи­ бинская опытная станция), Смирнов (Механобр) Кондратьев и Зайцев (Мурм. окрисполком), Григо­ рьев и Шматков (База снабжения ЛОСНХ), Иванов (Кольский райком ВКП(б), Пронченко (секретарь ячейки ВКП(б) Апатитового поселка), Коршунов (предгруппкома строителей). Большинство из участвовавших в заседании позже, когда организовался трест "Апатит", соста­ вили ядро его управленческого аппарата. 1929 - 11/IX. Мурманская ж.д. приступила к постройке ветки к Хибинскому месторождению. На 2-м км южнее разъезда Белого сооружена ст. Апатиты. 1929 - 7/Х. Открыта первая автомобильная дорога от Кукисвумчорского месторождения до разъезда Белого. Добыта и отгружена первая промышленная партия апатитовой руды. На хол­ ме у речки Лопарки функционирует Апатитовый городок - три барака на 100 человек, бревенчатый жилой дом для администрации, слесарно-кузнеч­ ная электротехническая мастерская, продоволь­ ственно-материальный склад и пр. эйвинах» 1930

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz