Берлин, В. Э. Гражданин Лапландии : одиссея Германа Крепса / В. Э. Берлин. - Москва : Мысль, 1985. - 124, [2] с. : ил., карты. - (Замечательные географы и путешественники).
встречались в Хибинах, бывал Пришвин и па мо сковской квартире Г. М. Крепса, где, по словам супруги Крепса Е. Н. Боковой, «вели длинные бе седы о будущем природы планеты». Еще в студенческие годы Г. М. Крепе научился видеть в растениях друзей. Ведь это те же ясивые существа — они рождаются и умирают, они дышат, пьют воду и страдают от голода. Поэтому главная задача агронома — познать душу Растепия, стать его другом в общем доме Природы. Особенно остро Крепе ощутил эту связь на Севере. Единственной ниточкой, связывающей Коль ский полуостров с материком, была Мурманская же- лезпая дорога. Она была спешно построена в годы первой мировой войны в связи с закрытием выхода из Черного и Балтийского морей, ваяшейших транс портных путей России. Но что это была за дорога! В наследство молодой Республике Советов доста лась на 70% недостроенная «времянка». Так ее в те годы и называли — «великая времянка Мурман ска». Слабенькие паровозы «трехпарки» ходили редко, а пассажиры часто превращались в ремонт ных рабочих, чтобы восстановить размытые пути, раз рушенные переправы. Вот почему решение вопроса о будущем Мурманской железной дороги оказалось фактическим решением вопроса о будущем всего се верного края. В 1920 г. авторитетная комиссия после осповательпого изучения вопроса на месте вынес ла решение: «Имея в виду экономические возмож ности северного края, в пределах которого проле гает дорога, и учитывая ее государственное, а так- н?е стратегическое значение, признать существова ние Мурмапской дороги безусловно необходимым». В распоряжение руководителей дороги отводился огромный массив — более 3 млн. га нетронутой зем ли, лесов, вод и гор с сокровищами их недр. Дорога 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz