Берлин, В. Э. Герман Крепс - гражданин Лапландии / Валерий Берлин. - Мончегорск : [б. и.] ; Москва : Пробел-2000, 2016. - 222, [1] с., [8] л. цв. ил., карты : ил., карты, портр., факс. ; 30 см. - (Люди нашего края).
ГЕРМАН КРЕПС - ГРАЖДАНИН ЛАПЛАНДИИ Слабенькие паровозы «трехпарки» ходили редко, а пассажиры часто превращались в ремонтных рабочих, чтобы восстановить раз мытые пути и разрушенные переправы. Вот почему решение вопроса о будущемМурман ской железной дороги оказалось фактическим решением вопроса о будущем всего северного края. В распоряжение руководителей дороги отводился огромный массив - более трех мил лионов гектаров нетронутой земли, лесов, вод и гор с сокровищами их недр. Причем дорога должна была стать не только хозяйственной, но и исследовательской организацией. Богатства при родны х кл адо вы х Севера издавна при влекали людей. Пер выми подобрали клю чи к этим кладовым монахи монастырей. Летописи XVI века рассказывают об от дельных годах, когда монастырское хозяй ство на Соловецких островах вываривало до четырехсот тысяч пудов соли. С берегов Белого моря в Москву привозили прозрач ный слюдяной камень под названием «му сковит». Пластинки слюды вставляли в оконные рамы вме сто стекол. Интерес к Русской Лапландии еще более возрастает в связи с открытием самородного серебра на Медвежьем острове в Кандалакшской губе. Михайло Ломоносов, мечтавший о всесто роннем освоении Севера, в своем знаме нитом сочинении «О слоях земных» писал: «По многим доказательствам заключаю, что и в северных земных недрах пространно и богато царствует натура». В конце XIX века земляк Ломоносова, известный исследователь Севера, помор М.К. Сидоров, пытался заинтересовать бу дущего царя Александра III продвижением границы земледелия на Крайний Север. И вот ответ, полученный им из царской канце лярии: «Так как на Севере постоянные льды и хлебопашество невозможно и никакие другие промыслы немыслимы, то, по нашему мнению, необходимо народ удалить с Севе ра, а вы хлопочете наоборот и объясняете о каком-то Гольфштреме, которого на Севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные». Мало что изменилось на северной окраине России и после Октябрьской рево люции. Особенно туго приходилось в те годы станционным рабочим «Мурманки». И чтобы как-то закрепиться на земле, некоторые заво дили коров и коз. Однако стихийно налаживая мо лочное животноводство, никто из переселенцев не догадался завести общественного быка и козла. - Что будем д е лать? - плакали в голос хозяйки. - Не оставаться же теперь нашим коро вам яловыми... Видя создавшееся положение, управле ние Мурманской дороги приобрело племенного быка и козла, выделило теплушку для их содер жания. А сопровождать рогатых пассажиров поручили ученому- агроному, который в случае необходимости мог бы выполнить и обязанности ветеринара и лектора. «О прибытии чернобородого человека первой узнала железнодорожная сторожиха- заика. - Там, там, там... - запинаясь от волнения, торопилась она сообщить новость. - Да что там-то, оглашенная? - заража ясь волнением, нетерпеливо допрашивали соседки. - Там, там, там... 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz