Берлин, В. Э. Герман Крепс - гражданин Лапландии / Валерий Берлин. - Мончегорск : [б. и.] ; Москва : Пробел-2000, 2016. - 222, [1] с., [8] л. цв. ил., карты : ил., карты, портр., факс. ; 30 см. - (Люди нашего края).

ГЕРМАН КРЕПС - ГРАЖДАНИН ЛАПЛАНДИИ КРАЙ НЕПУГАНЫХ ПТИЦ Т рудно назвать случайным приезд Германа Крепса в Заполярье. Еще во время учебы в Тенишевском училище в руки ему попалась книга Михаила Пришвина «Очерки Выговского края», в последующих изданиях известная под названием «В краю непуганых птиц». Прочитав эту необыкновен­ ную книгу о волшебном Севере и его обитате­ лях, Герман тогда буквально «заболел» им. Что же касается самого Пришвина, то о нем было извест­ но немного: агроном с философским образова­ нием, некоторое время работал в Вегетационной лаборатории профессора Д.Н. Прянишникова, был корреспондентом газеты «Русские ведомости». И вдруг он внезапно остав­ ляет службу и уходит пеш­ ком с охотничьим ружьем и котомкой за плечами на Север, - уходит, повину­ ясь голосу сердца. Так определилась его судьба. «Я схватил свое счастье, как птицу на лету, одним метким выстрелом», - пи­ сал Пришвин в дневнике в 1926 году. Край непуганых птиц стал судьбой и для Германа Крепса. И выбор профессии агронома вряд ли можно назвать случайным. Влияние Пришвина здесь оче­ видно. В 1930-е годы произошло их личное знакомство в Хибинах (об этой встрече При­ швин написал небольшой рассказ «Кривая березка»). Бывал Пришвин и на его москов­ ской квартире, где, по словам супруги Крепса Е.Н. Боковой, «вели длинные беседы о взаи­ моотношениях человека и природы». Еще в студенческие годы Г.М. Крепс научился видеть в растениях друзей. Ведь это те же живые существа: они рождаются и умирают, они дышат, пьют воду и страдают от голода. Поэтому главная задача агронома - познать душу Растения, стать его другом в общем доме Природы. Особенно остро Крепс ощутил эту связь на Кольском Севере, куда он и отправился в начале лета 1920 года. Единственной ни ­ точкой, связывающей Кольский полуостров с материком, была тогда Мурманская железная дорога. Она была спешно построена еще в годы Первой мировой войны в связи с закрытием выхода из Черного и Балтийско­ го морей - важнейших транспортных путей Рос­ сии. Но что это была тогда за дорога! В наследство молодой Республике Советов досталась на семьдесят процентов недостроенная «времянка». Так ее в те годы и называли - «великая времянка Мурманка». ^ с о к о л о в - м и китов 28

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz