Апатиты / [cост. В. Берлин ; пер. Р. Кравченко-Бережной]. - Апатиты : ЗАО «КаэМ», 2001. – 254 с. : ил., фот. - (Города и районы Мурманской области).

А етом 2001 года городу Апатиты исполнилось 35 лет. Ш Я Однако когда же произошло его основание? В 1951-м, Я Я когда на небольшой сопочке началось строительство Я Я первых домов? Или в 1930-м, когда возле ст. Апатиты ^ был образован совхоз "Индустрия"? ■ Н Н Н Н Н Р ^ А может быть, еще раньше? По свидетельству краеведа В.К. Алымова, 19 фев­ раля 1915 года от почтовой станции "Белая" началось строительство северного участка Мурманской железной дороги, и первым строением в черте будущего города можно было бы считать домик путевого об­ ходчика, построенный весной 1916 года на разъезде Белом. И, таким образом, нашему городу исполнилось уже 85 лет? Так или иначе, но история образования города Апатиты своими корнями уходит в прошлое намного дальше даты утверждения его официального статуса по Указу Президиума ВС РСФСР от 7 июля 1966 года, когда кроме рабочего поселка Апатиты в городскую черту вошли поселки Белореченский, Молодежный и станция Апатиты. Уже в Географическом словаре Кольского полуострова за 1938 год мы читаем: "Апатиты (67° 30'; 33° 20'), станция Кировской ж/д на 185 км от Мурманска (1263 км от Ленинграда). Образована в 1930 году. От станции - ж/д ветка на г. Кировск (25 км). К 1938 г. - 958 чел. При стан­ ции одноименный поселок. По переписи 1926 года - 7 чел., к 1938 го­ ду - 1360 чел. (русские). Начальная школа, больница, почта, телег­ раф, телефон, в 1 км от станции - совхоз "Индустрия". Примечателен и рассказ о появлении на карте станции Апатиты. О происхождении этого названия академик А.Е. Ферсман писал в 1930 году: "Ну, конечно: самая главная станция на магистрали - наша, - го­ ворит старый железнодорожник, - ее надо назвать Апатиты. - Но ведь апатит не здесь, - пытаюсь я скромно вмешаться в раз­ говор. - Ничего, зато сюда его привезут и отсюда повезут дальше. - Ну, значит, решено, - говорю я ему, - эта станция будет Апатиты". Гордость железнодорожников за свою станцию была вполне оправ­ дана поистине грандиозными свершениями, происходившими на ли­ нии Мурманской железной дороги. Во времена НЭПа (1921 - 1928 гг.) для заселения центральной час­ ти Кольского полуострова использовался метод железнодорожной ко­ лонизации, широко применявшийся в Канаде при заселении новых зе­ мель. Опираясь на этот опыт, Совет Труда и Обороны (СТО) в 1923 го­ ду создал Колонизационный отдел Мурманской железной дороги, НАРАЗЪЕЗДЕБЕЛОМ 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz