Апатиты / [cост. В. Берлин ; пер. Р. Кравченко-Бережной]. - Апатиты : ЗАО «КаэМ», 2001. – 254 с. : ил., фот. - (Города и районы Мурманской области).
А етом 2001 года городу Апатиты исполнилось 35 лет. Ш Я Однако когда же произошло его основание? В 1951-м, Я Я когда на небольшой сопочке началось строительство Я Я первых домов? Или в 1930-м, когда возле ст. Апатиты ^ был образован совхоз "Индустрия"? ■ Н Н Н Н Н Р ^ А может быть, еще раньше? По свидетельству краеведа В.К. Алымова, 19 фев раля 1915 года от почтовой станции "Белая" началось строительство северного участка Мурманской железной дороги, и первым строением в черте будущего города можно было бы считать домик путевого об ходчика, построенный весной 1916 года на разъезде Белом. И, таким образом, нашему городу исполнилось уже 85 лет? Так или иначе, но история образования города Апатиты своими корнями уходит в прошлое намного дальше даты утверждения его официального статуса по Указу Президиума ВС РСФСР от 7 июля 1966 года, когда кроме рабочего поселка Апатиты в городскую черту вошли поселки Белореченский, Молодежный и станция Апатиты. Уже в Географическом словаре Кольского полуострова за 1938 год мы читаем: "Апатиты (67° 30'; 33° 20'), станция Кировской ж/д на 185 км от Мурманска (1263 км от Ленинграда). Образована в 1930 году. От станции - ж/д ветка на г. Кировск (25 км). К 1938 г. - 958 чел. При стан ции одноименный поселок. По переписи 1926 года - 7 чел., к 1938 го ду - 1360 чел. (русские). Начальная школа, больница, почта, телег раф, телефон, в 1 км от станции - совхоз "Индустрия". Примечателен и рассказ о появлении на карте станции Апатиты. О происхождении этого названия академик А.Е. Ферсман писал в 1930 году: "Ну, конечно: самая главная станция на магистрали - наша, - го ворит старый железнодорожник, - ее надо назвать Апатиты. - Но ведь апатит не здесь, - пытаюсь я скромно вмешаться в раз говор. - Ничего, зато сюда его привезут и отсюда повезут дальше. - Ну, значит, решено, - говорю я ему, - эта станция будет Апатиты". Гордость железнодорожников за свою станцию была вполне оправ дана поистине грандиозными свершениями, происходившими на ли нии Мурманской железной дороги. Во времена НЭПа (1921 - 1928 гг.) для заселения центральной час ти Кольского полуострова использовался метод железнодорожной ко лонизации, широко применявшийся в Канаде при заселении новых зе мель. Опираясь на этот опыт, Совет Труда и Обороны (СТО) в 1923 го ду создал Колонизационный отдел Мурманской железной дороги, НАРАЗЪЕЗДЕБЕЛОМ 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz