Апатиты / [cост. В. Берлин ; пер. Р. Кравченко-Бережной]. - Апатиты : ЗАО «КаэМ», 2001. – 254 с. : ил., фот. - (Города и районы Мурманской области).
огда вы путешествуете из Санкт-Петербурга в Апати ты, то уже подъезжая к городу в самом центре Кольс кого полуострова, вы непременно пересечете живо писный Екостровский пролив с ажурным автомобиль ный мостом через озеро Имандру. По обоим берегам озера видны яркие домики, служащие для воскресно го отдыха работников городских предприятий. Именно здесь, по берегу Большой Имандры, проходил рекогносци ровочный маршрут отряда известного ленинградского археолога Н.Н. Гуриной. На месте бывшего Екостровского погоста были обнару жены следы пребывания первобытного человека. Этим доказывалась непрерывная нить преемственности - от неолитического человека, обитавшего здесь в IV веке до нашей эры, - к человеку эпохи ранне го металла, а от него - к предкам саамов, современных обитателей края, заселявшим в прошлом обширные пространства от побережья Ледовитого океана до Ладожского озера. Длительный период с начала и до конца прошлого тысячелетия, в течение которого саамы были единственными обитателями Кольского Севера, почти не оставил здесь следов материальной культуры. Па мять этого народа сохранилась в преданиях о древних капищах и свя щенных камнях - сейдах и гуриях, рассеянных на островах и побе режьях Большой Имандры. За свою историю саамы выработали уникальные средства адапта ции к суровой природной среде Арктики. Традиционная культура са амов была ориентирована на "дикую" природу, являвшуюся ее выс шей ценностью. Занимаясь собирательством и охотой, первобытный обитатель побережий Имандры практически не оказывал влияния на окружающую природу. Поселяясь на открытых местах, где ветер сду вал комаров, а приближение врага можно было заметить издалека, он не рубил леса. Топливом для его очага служил в изобилии встречав шийся вокруг валежник и сухостой. "Они не имеют ни оружия, ни лошадей, ни домов - два тысячеле тия назад писал об аборигенах Севера римский историк Тацит, - тра ва их пища, шкура - одежда, и земля - постель. Они считают себя счастливее тех, которые вздыхают над плугом, устают при постройке домов, мучаются страхом за свое имущество и жаждою чужого добра. Не боясь ни несправедливости людей, ни гнева богов, они достигли того, что более всего трудно: им ничего не нужно желать". Первые сведения о жителях Екостровского погоста (район турбазы "Имандра") мы находим в записях 1574 года у дьяка Агалина. ИЗГЛУБИНЫВЕКОВ 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz