Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Совет Труда и Обороны в 1921 году принял решение достраи­ вать железную дорогу хозяйственным способом. В управлении дороги был образован экономический отдел. Он начал изучение климата, почв, растительности, ближайших перспектив хозяйствен­ ного развития края. Тогда же по плану ГОЭЛРО в районе Ковды,. Княжой Губы и Кандалакши отряд С. Г. Григорьева проводил: изыскания с целью использования энергии рек для электрифика­ ции Мурманской железной дороги. В сентябре 1922 года создано- правление Мурманской дороги, а в его составе — колонизацион­ ный отдел. Суть колонизации состояла в следующем. Мурманская дорога,, проходя по малонаселенной территории и не имея достаточных грузов, чтобы окупить свое существование, созданием грузообо­ рота должна была заняться сама. Говоря словами документа того времени, обрастая «хозяйственными коммерческими пред­ приятиями по использованию дремлющих богатств края», создать- «вспаханную почву для притока свежих людских сил в пустын­ ный район дороги». «Положение о колонизации» 25 мая 1923 го­ да было утверждено Советом Труда и Обороны, Мурманская же­ лезная дорога на десять лет становилась единым промышленно­ транспортным комбинатом — полновластным хозяином обширно­ го края. В том же году начались работы по достройке дороги, только- за пять лет (1923—1928) было вложено 16 миллионов рублей. Ликвидация крутых подъемов и поворотов позволила пустить более мощные паровозы, увеличить вес поездов и скорость их дви­ жения. Грузооборот вырос в 1,7 раза, в 1,5 раза увеличились пас- сажироперевозки. На участке Сорока—Тайбола в те годы «усовершенствованием пути» занимался известный уже читателю инженер В. П. Ива­ шев *. Под его руководством через многие реки, в том числе и че­ рез оба притока Ковды, построены капитальные железные мосты,, сооружены системы водоснабжения станций, включая Кандалакшу и Княжую. До сооружения станционного водопровода Княжую снабжал водой приписанный к станции паровозик. На заправку он бегал за пятьдесят с лишним километров в Кандалакшу, на что только в одну сторону уходило более двух часов. Для руководства развитием промышленности и морских про­ мыслов в правлении дороги были созданы подразделения «Жел- лес» и «Желрыба». Условия на лесозаготовках были трудными. Не хватало теп­ лой одежды и обуви, снабжение крайне ограниченное. При поден- * В 1934—1935 гг. В. П. Ивашев являлся главным инженером по электри­ фикации участка Кандалакша — Мурманск Кировской железной дороги. 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz