Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

а с другой — большинство населения — люди темные, верующие. Потребовались годы настойчивой работы местных атеистов, что­ бы общий сход княжегубцев высказался за закрытие церкви. Не­ мало забот было у Совета и помимо церкви. Одно то, что Княже- губье находится в пограничной зоне, говорит о многом. Белофин­ ны осенью 1921 года в ряде мест, в том числе в районе Моши, вновь нарушили границу, и хотя Красная Армия изгнала их с на­ шей земли, никто не мог поручиться, что они не затеют новых провокаций. А дела школьные, медицинские — тоже важные. Но главное — промыслы, борьба с засилием кулака, кооперация, -железная дорога. Да, и железная дорога. Что может дать дорога? озяйничанье интервентов и белогвардейцев нанесло тя- Х желый урон экономике края. Добыча рыбы упала до 50 процентов довоенного уровня, заметно сократилось поголовье оленей, овец. Серьезно пострадала и железная дорога: около половины вагонов оказались неисправны, из каждых четырех паровозов на ходу был только один. Ненаде­ жен был и путь, сооруженный в спешке. Трудящиеся Мурманска решили работать на восстановлении народного хозяйства по два часа в день сверхурочно. Их приме­ ру последовали рабочие на железнодорожных станциях и разъ­ ездах, в прилегающих к дороге населенных пунктах. Повсюду разбирали завалы, заменяли подгнившие шпалы, подбивали про­ севшие, подсыпали полотно, ремонтировали мосты. Вместе со всей страной княжегубцы участвовали во Всерос­ сийском субботнике 1 мая 1920 года и в последовавших затем суб­ ботниках, а также неделях транспорта, ремонта. Массовый энтузиазм дорожников и населения позволил ожи­ вить дорогу: уже летом 1920 года в Петроград и Мурманск пошли поезда с дровами и строевым лесом. Среди станций-отправителей были и Жемчужная и Княжая. Однако для полнокровной жизни дороги грузов требовалось в десятки раз больше. И хотя богатства лесные, да и рыбные, в крае были немалые, но и то, и другое вначале надо заготовить, выловить и к железной дороге доставить. Для этого нужны люди, а их мало, очень мало. Например, на станции Княжая в 1921—1922 годах проживало всего 37 человек, из них рабочих и служащих только 17, да и слу­ жила она как отделение станции Жемчужная. В селе Княжая Губа в то время насчитывалось 700 человек, в Кандалакше — меньше полутора тысяч, на тысячу больше в Мурманске. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz