Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
но строить железную дорогу к незамерзающему Кольскому за ливу. Следует сказать, что основные изыскания для этого все-таки были проведены ранее: в конце прошлого — начале нашего сто летия. Дорогу от Петрозаводска до Мурманска, хотя и вчерне, удалось построить в небывало короткий срок — за двадцать ме сяцев — в условиях абсолютного бездорожья, болот, скал, при отсутствии дорожно-строительной техники. Княжая Губа к сооружению дороги имела самое непосредствен ное отношение. Летом 1915 года на берегу Ковдозера, в несколь ких сотнях метров от будущей дороги, был построен лесозавод по производству пиломатериалов для стройки, в самой Княжой Губе — пристань. Начали прибывать из Архангельска транспорт ные суда с людьми, инвентарем, оборудованием, продовольствием. Для доставки к сооружаемой магистрали стройматериалов, раз личных деталей и оборудования от пристани сразу же начали прокладывать вспомогательную (около пяти километров) железно дорожную ветку. Через год пароходами доставили сюда несколь ко паровозов, платформ и оборудование. Работали в две смены по двенадцать часов, в темное время — при свете костров и факелов. Вся работа выполнялась вручную. Лом, кирка, кувалда, лопата, да еще вага, да веревка — вот и весь инструмент рабочих в те годы. Камень, песок возили на тачках, носили в корзинах. О технике безопасности не было и ре чи. Множество травм, увечий получали рабочие, но никаких по собий по болезни, даже по инвалидности, не полагалось. Жили в землянках да в насквозь продуваемых бараках-времянках. Снабжение рабочих преступно безобразное: продукты завозили несвоевременно, из-за отсутствия складских помещений все мокло, прело, гнило, разворовывалось. Мало того, привозимое зерно молоть было негде. По свидетельству автора очерка «От Архан гельска до Кандалакши и обратно», цена на «главный питатель ный продукт края» — сельдь с 80—90 копеек за бочку подскочила до 5 рублей. «Ужасно, — замечает Д. Любавин, — но все пла тят и запасаются. Ведь впереди зима, жизнь, новые вздорожания». Княжегубский участок стройки возглавлял В. П. Ивашев, человек опытный и душевный, внук декабриста, но улучшить условия тру да и жизни рабочих было не в его силах. На одиннадцать с лиш ним тысяч строителей Княжегубского участка существовала боль ничка всего на шесть коек. Участковый врач М. Ф. Энгель- штейн-Рабина писала тогда: «Работы по горло. И сыпняк, и ди зентерия, и брюшной тиф, и цинги опять — сколько угодно... На прием является по 80—150 человек...» Работали здесь и военнопленные — австрийцы и немцы, и вольнонаемные — китайцы, корейцы, финны... Ужасные условия 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz