Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Княжегубцы тоже нанимались на ковдские лесозаводы. Исто­ рик А. И. Потылицын в книге «Рабочие и крестьяне Архангель­ ской губернии в период первой русской революции» с потрясаю­ щей конкретностью раскрывает суть этой кабалы. Рабочим приходилось гнуть спину на хозяина по 12—18 ча­ сов в сутки при полунищенской зарплате, которая к тому же постоянно урезалась штрафами под самыми разнообразными предлогами. Широко использовался на лесозаводах женский и детский труд. Распространена была и так называемая трюк- система, при которой рабочему платили не наличными деньгами, а выдавали продукты и промышленные товары, в результате этого хозяин получал неограниченные возможности для наживы, ибо магазин принадлежал ему и цены он устанавливал сам. Рабочему приходилось брать не то, что ему было нужно, а то, что даст хо­ зяин. А давал он, как правило, залежалые товары. А. И. Потылицын приводит в книге образец договора, какой хо­ зяева заключали с рабочими. По существу он состоял лишь из обя­ зательств нанимаемых работников. Так, согласно одному из до­ говоров, нанятые обязаны «без всякой платы» и лесные избушки соорудить, и дороги к месту рубки провести, и катища очистить, и запани устроить, и «потребный для этого лесной материал» за­ готовить. Если же «случится остановка в сплаве от мелководья и других причин», они «обязаны лес выкатать на берег и сохра­ нить... в следующую навигацию сплавить, не требуя особой пла­ ты». Мало того, рабочие обязывались заплатить хозяину за каж­ дое срубленное здоровое, но не вывезенное из лесу бревно двой­ ную цену, а за утраченное бревно из запани — пять рублей. На­ нимаемые вынуждены были брать на себя даже такое обязатель­ ство: «Если при порубке, вывозке, сплаве кому-либо из нас... бу­ дет нанесено увечье, то фирма... не может быть привлечена к от­ ветственности ни уголовным, ни гражданским порядком, какие бы последствия этому несчастному случаю ни были». Поистине кабала. Но куда денешься, если семья голодает и по­ даться на заработки больше некуда. Приходилось терпеть. События 9 января 1905 года способствовали пробуждению классового сознания и у рабочих лесозаводов Архангельской гу­ бернии. В ответ на Кровавое воскресенье Архангельский коми­ тет РСДРП в январе того же года обратился к рабочим с воз­ званием, которое разъясняло, что у рабочих «один путь — путь борьбы, а не просьб, одна надежда — на самих себя, на свои силы». Комитет РСДРП призывал рабочих: «Бросайте работу! Теперь не время трудиться на хозяев, нужно потрудиться для ро­ дины, для самих себя, для детей своих». В воззвании выдвигались требования свободы слова, всеобщих выборов, немедленного прекращения войны, установления восьми­ 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz