Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

ТРУДНЫЙ ХЛЕБ ПОМОРА Промыслы и занятия княжегубцев удостроение по мере потребности развивалось в ряде по­ морских селений, а в Княжой Губе просуществовало до 60-х годов нашего столетия. Не случайно в книге П. Бо­ гословского «О купеческом судостроении в России», из­ данной в середине прошлого века, Княжая Губа назва­ на в числе мест, где судостроение «наиболее производится». Секретарь Архангельского статистического комитета П. П. Чу- бинский отмечал, что в селениях на берегах Кандалакшского за ­ лива судостроение постоянно существовало и «создало значитель­ ное число способных на это дело рабочих». А Княжая Губа игра­ л а в этом деле, по-видимому, не последнюю роль, если известный гидрограф М. Ф. Рейнеке в своем описании берегов Белого моря княжегубцев выделял особо: «от них можно получить пособия я работах при исправлении судов». Способствовало судостроению и само расположение губы Кня­ жой: она с трех сторон прикрыта высокими берегами, а с восто­ ка — островом. Лед в ней в течение всей зимы стоял без всяких подвижек сплошной массой. Не было от льда особых помех и весной: взломанный восточными ветрами, он постепенно выно­ сился из губы отливным течением. В губе безопасно могли зимо­ вать любые суда. Суда в давние времена строились только из дерева. Все детали •остова крепились нагелями (большими деревянными гвоздями), а доски обшивки к опругам (шпангоутам) — можжевеловыми корнями (вицей). Даже в первой половине XIX века некоторые типы судов, например кочи, шняки, осиновки, тройники, еще шили таким древним способом. Среди строившихся судов самая крупная — лодья заморская, предназначавшаяся для «хождения в заморье». Это было трех­ мачтовое судно, оснащенное парусами, обеспечивавшими при­ личную по тем временам скорость (лодьи проходили до трехсот верст в сутки. — Н. Б.). Длина лодьи 25 метров, ширина — около 8, грузоподъемность — 200—300 тонн. Широко известная каравелла Колумба «Санта Мария» имела размеры соответствен­ но 23 и 7 метров, а грузоподъемность — 240 тонн. Широко распространены были беломорские лодьи. Они в пол­ 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz