Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
От боярина бежать и «бог помогал», а от монастыря — что от самого бога — некуда. Приходилось терпеть. Однако в деятельности монастырей (прежде всего Соловец кого) нельзя не видеть и позитивные проявления, которые нема ло способствовали укреплению русского влияния на Севере в XV—XVII веках. Это — активное освоение необжитых районов, развитие раз личных промыслов и производств — от рыбного и судостроитель ного до сукновального и железоделательного, молочного живот новодства и огородничества. К тому же в монастырском сооб ществе, состоявшем из представителей различных регионов, созда вались благоприятные условия для обмена трудовым опытом, а коллективная заинтересованность монастырской братии в ре зультатах своего труда способствовала его рационализации, бо лее высокой производительности. Кроме того, сотни трудников *, работая в многочисленных мастерских и иных заведениях, стано вились неплохими умельцами. Приобщались к ремеслам и десятки мальчиков, отдаваемых несостоятельными родителями в монастыр ское учение только за прокормление. Достаточно серьезно по тому времени относились в монасты рях и к врачеванию, о чем свидетельствует наличие на Соловках больницы, которая, кстати, размещалась в двух каменных зда ниях, при этом одно из них предназначалось для мирских людей, а «зелие лечебное» уже в XVI веке продавалось даже на сторону. Являясь центрами распространения христианства, монастыри в определенной степени были и проводниками просвещения. Здесь не только хранились, читались, но и создавались рукопис ные книги, летописи. Имеются данные, что при Соловецком мо настыре уже в 1574 году существовало училище, в котором за определенную плату дети состоятельных родителей обучались гра моте. Согласно изысканиям Г. F. Кузьмина и Е. Ф. Разина, и при Кандалакшском монастыре имелась школа, где обучалось до 18 мальчиков. Среди монастырских служителей встречались высокообразован ные люди. К примеру, основатель Кандалакшского монастыря Феодорит, по словам голландского купца Салингена, «слыл за русского философа», «написал историю Корелии и Лапландии... рискнул изобрести письмена для корелыжого языка». Велико было и оборонное значение монастырей, особенно Со ловецкого, превращенного в XVI веке в надежную боевую кре пость, которая оказывала достойный отпор иноземцам. Все это вместе взятое укрепляло Север в области экономики и культуры, политики и обороны. * Т р у д н и к и — монастырские работники, батраки. 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz