Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
кого монастыря и борьба крестьян с северными монастырями в XVI—XVII веках», с крестьянского владения общей стоимо стью в 19 рублей монастырь взыскивал оброку 1 рубль 78 копе ек (по 9,37 коп. с рубля), а с владения стоимостью в 17 рублей — 1 рубль 39 копеек (по 8,18 коп. с рубля). Такая разница, похоже, не лишена логики: чем выше стоимость владения, тем большая сумма причиталась с каждого рубля. Тогда почему при стоимости владения в 11 рублей взыскивалось 1 рубль 09 копеек (по 10 коп. с рубля), а при стоимости в 45 рублей — 3 рубля 02 копейки (по 6,7 коп. с рубля)? В то время, к примеру, корова стоила 1 рубль, телка — 50 копеек, олень — от 37 до 75 копеек. Помимо денежных повинностей, согласно строгим установле ниям, поморы направляли в монастырь плотников, рыбаков, воз чиков, разнорабочих. За изнурительный труд им «роме скудной пищи не полагалось ничего, а продолжительность и объем таких работ опять-таки целиком зависели от монастырских правите лей. В-третьих, монастыри являлись промышленными производите лями и купцами. И добываемая рыба, и производимая соль пред назначались не только для собственных нужд, но и на продажу. Например, соли Соловецкий монастырь ежегодно продавал по 100—140 тысяч пудов. Кроме этого, монастырь занимался горным делом (добыча слюды, глины, извести, железной руды) и метал лургией, а также множеством ремесел, и всюду нещадно эксплуа тировался крестьянский труд. Соловецкий монастырь сам вершил и суд, и исполнение при говоров. Подробнее об этом можно прочесть в сочинении Г. Г. Фруменкова, указанном в списке литературы. Мы же только приведем из него небольшие извлечения: «за великоважную ви ну», «за злодейственные поступки», «за происшедшие... тягчай шие богохулением прегрешения» и даже «для исправления ума» виновных предписывалось сажать в земляную тюрьму или казе мат с содержанием «под крепким караулом до смерти»; «зако вать в ручные или ножные кандалы или без них»; «привязать цепью к стене или без привязи» или использовать «вечно в тяг чайших трудах». Вот под каким монастырским влиянием жило Беломорье, в том числе и Княжая Губа. И вряд ли есть необходимость особо говорить об отношении поморов вообще и княжегубцев в частно сти к монастырскому засилью. Если и поселялось в душе их не довольство, то никто не смел перечить ни «своему» монастырю, ни тем более монастырской троице *, в зоне активной деятельно сти которой волею судеб им уготовано было оказаться. * Имеются в виду монастыри Кандалакшский и Печенгский во главе с Со ловецким. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz