Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Монастыри усское влияние на Севере особенно усилилось с появле­ нием монастырей. Первым из них по времени основания (1429 г.), а затем и по обширности владений, богатству и великолепию был Соловецкий. Первым он был и по влиянию: основанные к 1554 году (для дальнейшей ко­ лонизации Севера) Кандалакшский и Печенгский возглавлялись выходцами из Соловецкой обители и вплоть до их упразднения на­ ходились «под непосредственным... ведением настоятелей соло­ вецких». Влияние монастырей распространялось по многим направле­ ниям, которые отражали характерные особенности монастырского хозяйствования. Мы остановимся лишь на некоторых. Во-первых, монастыри проявляли себя как упорные колониза­ торы и накопители богатств. Наряду с освоением пустующих зе­ мель, скупкой выгодных угодий, они посредством религиозного дурмана искусно вымогали у верующих всевозможные вклады: у тех, кто побогаче, — вещами, деньгами, угодьями; у крестьян ничего, кроме собственных рук, не было, и многие из них батра­ чили на монастырь. В одних случаях эти вклады, по уверениям монастырских служителей, якобы предопределяли божью милость в отпущении грехов или в успехе задуманного предприятия, в других — служили целям благотворительным, рисовались свое­ образной страховкой-надеждой, что в черный день монастырь поможет хлебом ли, иным ли чем или при желании вкладчика может «его постричи и покоить». За исторически короткий срок монастырям удалось завладеть обширнейшими территориями. Например, Соловецкий монастырь за каких-нибудь сто—сто пятьдесят лет стал обладателем терри­ тории протяженностью свыше тысячи верст, включая участки в волостях Варзужской, Умбской, Порьегубской, Керетской и Ковдской. Владения Печенгского монастыря протянулись от Печенги до Рынды. Кроме того, рыбные ловли и сенные покосы этот монастырь имел на реках Канде и Ковде, в губах Порьей и Поякондской, на озере Верховском и Ковдозере. До Ковдозера же и до Колвицы простирались угодья промежуточного (между Соловецким и Печенгским) монастыря — Кандалакшского. Во-вторых, как и все феодалы, монастыри оказались нещадны­ ми крепостниками. С приписанных к монастырю крестьян взима­ ли оброк, подымные (подворные) и иные подати. При этом раз­ меры сборов устанавливались по произволу монастырских властей и не были подвержены никакому государственному регулирова­ нию. Так, согласно документу конца XVII — начала XVIII ве­ ка, приведенному в книге А. М. Борисова «Хозяйство Соловец- *а '.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz