Береснев, Н. П. Княжая Губа / Н. П. Береснев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1987. - 117, [1] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
Монастыри усское влияние на Севере особенно усилилось с появле нием монастырей. Первым из них по времени основания (1429 г.), а затем и по обширности владений, богатству и великолепию был Соловецкий. Первым он был и по влиянию: основанные к 1554 году (для дальнейшей ко лонизации Севера) Кандалакшский и Печенгский возглавлялись выходцами из Соловецкой обители и вплоть до их упразднения на ходились «под непосредственным... ведением настоятелей соло вецких». Влияние монастырей распространялось по многим направле ниям, которые отражали характерные особенности монастырского хозяйствования. Мы остановимся лишь на некоторых. Во-первых, монастыри проявляли себя как упорные колониза торы и накопители богатств. Наряду с освоением пустующих зе мель, скупкой выгодных угодий, они посредством религиозного дурмана искусно вымогали у верующих всевозможные вклады: у тех, кто побогаче, — вещами, деньгами, угодьями; у крестьян ничего, кроме собственных рук, не было, и многие из них батра чили на монастырь. В одних случаях эти вклады, по уверениям монастырских служителей, якобы предопределяли божью милость в отпущении грехов или в успехе задуманного предприятия, в других — служили целям благотворительным, рисовались свое образной страховкой-надеждой, что в черный день монастырь поможет хлебом ли, иным ли чем или при желании вкладчика может «его постричи и покоить». За исторически короткий срок монастырям удалось завладеть обширнейшими территориями. Например, Соловецкий монастырь за каких-нибудь сто—сто пятьдесят лет стал обладателем терри тории протяженностью свыше тысячи верст, включая участки в волостях Варзужской, Умбской, Порьегубской, Керетской и Ковдской. Владения Печенгского монастыря протянулись от Печенги до Рынды. Кроме того, рыбные ловли и сенные покосы этот монастырь имел на реках Канде и Ковде, в губах Порьей и Поякондской, на озере Верховском и Ковдозере. До Ковдозера же и до Колвицы простирались угодья промежуточного (между Соловецким и Печенгским) монастыря — Кандалакшского. Во-вторых, как и все феодалы, монастыри оказались нещадны ми крепостниками. С приписанных к монастырю крестьян взима ли оброк, подымные (подворные) и иные подати. При этом раз меры сборов устанавливались по произволу монастырских властей и не были подвержены никакому государственному регулирова нию. Так, согласно документу конца XVII — начала XVIII ве ка, приведенному в книге А. М. Борисова «Хозяйство Соловец- *а '.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz