Берченко, Т. В. Социальный имидж преподавателя в системе профессионального образования / Т. В. Берченко // Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности : материалы регионального научно-методического семинара, 24 марта 2016 года : [сборник статей] / редакционная коллегия: Демидова Л. А., доктор педагогических наук, профессор [и др.]. – Мурманск ; Москва, 2016. - С. 20-23.

3. практическая направленность обучения (увязка предмета с реальной жизнью, практический опыт и т.п.); 4. творческий подход (креативность); 5. владение методикой преподавания; 6. широкий кругозор. В ответах преподавателей в рейтинге факторов на первом месте компетент­ ность (40%), на втором профессиональное мастерство (35%), на третьем - ком­ муникабельность, к этим качествам добавляются нравственные характеристи­ ки личности (справедливость, скромность, ответственность, умение держать слово), внешний вид, «социальна обустроенность». Привлек внимание ответ: «интересность». На вопрос «Как проявляется компетентность (знание своего предмета) пре­ подавателя вуза?» 3% студентов затруднились ответить. Самые распространен­ ные ответы: умение объяснить, научить и связь теории с примерами из жизни. Для преподавателей компетентность проявляется «в достижениях выпуск­ ников», в результатах госаттестации, в умении ответить на вопросы, в том чис­ ле неожиданные, в «демонстрации процесса практического применения зна­ ний», в «умении донести информации, увлечь». При ответе на вопрос «Какие коммуникативные качества преподавателя вуза Вы считаете главными?» чаще всего студенты упоминали неравнодушие, отзывчивость, легкость, открытость. Среди ответов студентов привлекла вни­ мание формулировка «студентоустойчивость». Анализ анкет показал, что в целом внешний социальный имидж преподава­ теля вуз студентами и сотрудниками СЗФ МГЭИ оценивается в соответствии с тенденциями общества: оценка социумом функциональной роли преподава­ теля довольно высока, профессия оценивается как уважаемая, но не престиж­ ная. К сожалению, только в одном ответе (0,8%) профессия ассоциируется с перспективностью. Общее понимание компонентов имиджа в основном верное и довольно стандартное: на первом месте компетентность и коммуникабельность. Не учи­ тываются флексибельность, редко называются обаяние, харизма, мало внима­ ния уделяется нравственным качествам педагога. Ни разу в ответах не прозву­ чало слово «интеллигентность». Сегодня своеобразным связующим звеном между системой образования и обществом, преподавателем и обучающимся становится не идеология, а имидж преподавателя. Следовательно, формирование имиджа препода­ вателя вуза в условиях трансформации системы приобретает все большее значение. Мы предлагаем провести научно-практический семинар для пре­ подавателей в сфере профессионального образования «Педагогическая имид- желогия», был бы желательно ввести такой курс в обучающие программы и курсы в учреждениях, занимающихся подготовкой и повышением квалифи­ кации преподавателей вузов и средних профессиональных образовательных учреждений. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz