Берченко, Т. В. Социальный имидж преподавателя в системе профессионального образования / Т. В. Берченко // Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности : материалы регионального научно-методического семинара, 24 марта 2016 года : [сборник статей] / редакционная коллегия: Демидова Л. А., доктор педагогических наук, профессор [и др.]. – Мурманск ; Москва, 2016. - С. 20-23.
3. практическая направленность обучения (увязка предмета с реальной жизнью, практический опыт и т.п.); 4. творческий подход (креативность); 5. владение методикой преподавания; 6. широкий кругозор. В ответах преподавателей в рейтинге факторов на первом месте компетент ность (40%), на втором профессиональное мастерство (35%), на третьем - ком муникабельность, к этим качествам добавляются нравственные характеристи ки личности (справедливость, скромность, ответственность, умение держать слово), внешний вид, «социальна обустроенность». Привлек внимание ответ: «интересность». На вопрос «Как проявляется компетентность (знание своего предмета) пре подавателя вуза?» 3% студентов затруднились ответить. Самые распространен ные ответы: умение объяснить, научить и связь теории с примерами из жизни. Для преподавателей компетентность проявляется «в достижениях выпуск ников», в результатах госаттестации, в умении ответить на вопросы, в том чис ле неожиданные, в «демонстрации процесса практического применения зна ний», в «умении донести информации, увлечь». При ответе на вопрос «Какие коммуникативные качества преподавателя вуза Вы считаете главными?» чаще всего студенты упоминали неравнодушие, отзывчивость, легкость, открытость. Среди ответов студентов привлекла вни мание формулировка «студентоустойчивость». Анализ анкет показал, что в целом внешний социальный имидж преподава теля вуз студентами и сотрудниками СЗФ МГЭИ оценивается в соответствии с тенденциями общества: оценка социумом функциональной роли преподава теля довольно высока, профессия оценивается как уважаемая, но не престиж ная. К сожалению, только в одном ответе (0,8%) профессия ассоциируется с перспективностью. Общее понимание компонентов имиджа в основном верное и довольно стандартное: на первом месте компетентность и коммуникабельность. Не учи тываются флексибельность, редко называются обаяние, харизма, мало внима ния уделяется нравственным качествам педагога. Ни разу в ответах не прозву чало слово «интеллигентность». Сегодня своеобразным связующим звеном между системой образования и обществом, преподавателем и обучающимся становится не идеология, а имидж преподавателя. Следовательно, формирование имиджа препода вателя вуза в условиях трансформации системы приобретает все большее значение. Мы предлагаем провести научно-практический семинар для пре подавателей в сфере профессионального образования «Педагогическая имид- желогия», был бы желательно ввести такой курс в обучающие программы и курсы в учреждениях, занимающихся подготовкой и повышением квалифи кации преподавателей вузов и средних профессиональных образовательных учреждений. 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz