Берченко, Т. В. Социальный имидж преподавателя в системе профессионального образования / Т. В. Берченко // Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности : материалы регионального научно-методического семинара, 24 марта 2016 года : [сборник статей] / редакционная коллегия: Демидова Л. А., доктор педагогических наук, профессор [и др.]. – Мурманск ; Москва, 2016. - С. 20-23.
Среди профессионально важных качеств выделяется коммуникабель ность. Важнейшее, социально значимое качество личности, - это высокий уровень коммуникативных навыков (сониоментального развития), характери зующийся умением адекватно понимать интенциональные (смысловые) до минанты —собеседника, воспринятых произведений, реальных событий и т.д. Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет нации, «соль земли» [1, с. 138]. Немаловажное значение имеет и такая характеристика профессиональ ных качеств преподавателя вуза, как энергетический потенциал (обаяние , харизма). Причем «под энергетикой преподавателя может пониматься его особая интеллектуальная сила» [5, с. 127]. Имидж преподавателя высшей школы —это такая интегральная характери стика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивид ных, личностных, индивидуальных и профессиональных качеств педагога, ко торая способствует эффективности педагогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупности качеств требует от преподавателя осознан ности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии. С другой сто роны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать, какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги. В рамках данного исследования был проведено анкетирование студентов и преподавателей Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-эко номического института «Имидж преподавателя вуза». Опросы проводились в феврале-марте 2016 г., было опрошено 120 респондентов, из них: 100 студен тов, 20 преподавателей. Представление о состоянии внешнего социального имиджа преподавателя вуза раскрывалось через ответ на вопрос «Какие ассоциации возникают у Вас со словосочетанием «профессия преподаватель вуза»? Ответы студентов: 60% - «уважаемый человек», 39% - «маленькая зарпла та», 25% - «социальная значимость», 31% —«творчество», 7% - «скука», 3% - «нервный человек». В ответах преподавателей на первом месте ассоциации «социальная значи мость» и «уважаемая профессия» (50%). Далее: «маленькая зарплата (30%), «молодость души» (30%), «вечный двигатель» (20%), а также «альтруист», «ответственность», «мудрость». Представления о внутренних компонентах имиджа преподавателя вуза вы являлись при ответе на следующие вопросы: Вопрос «Из каких факторов, по Вашему мнению, складывается авторитет преподавателя вуза (расположите по рейтингу, начиная с самых главных)?» у 10% студентов вызвал затруднения (не дали ответов). Самые главные факторы, отмеченные студентами (по рейтингу): 1. знание своего предмета; 2. коммуникативные качества (отношение к студентам, умение понять, найти подход, отзывчивость и т.п.); 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz