Берченко, Т. В. Социальный имидж преподавателя в системе профессионального образования / Т. В. Берченко // Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности : материалы регионального научно-методического семинара, 24 марта 2016 года : [сборник статей] / редакционная коллегия: Демидова Л. А., доктор педагогических наук, профессор [и др.]. – Мурманск ; Москва, 2016. - С. 20-23.

ня уже и маркетинга. Поэтому для определения понятия необходим поли- парадигмальный подход: имидж - образ социально-профессиональной роли (ролевого комплекса), который конструируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и об­ щественностью [3]. Необходимо говорить и о восприятии преподавателя студентом и широкой общественностью, и о целенаправленно сформированном образе. Понятие обра­ зование И. Г. Песталоцци определял как «формирование образа человеческого», в данном контексте мы говорим о формировании образа преподавателя вуза. В образовательном взаимодействии имидж преподавателя функциониру­ ет как реальное значимое явление и выполняет функции коммуникационно­ го сообщения: «образовательное взаимодействие представляет собой инфор­ мационный обмен, в котором индивидуальный имидж преподавателя играет роль посредника, обусловливающего либо гармонию отношений в системе, либо конфликт. Игнорирование требований современного профессионального имиджа со стороны преподавателя несет в себе риск разрушения образователь­ ного взаимодействия» [3]. Для понимания сущности и специфики профессионального имиджа пре­ подавателя вуза интерес представляет проектирование его идеальной кон­ струкции. Имидж преподавателя вуза включает несколько компонентов, которые можно условно определить так: внешний социальный имидж, вну­ тренний имидж, речевой имидж, визуальный имидж. Внешний социальный имидж: престижность профессии, вуза. Социальный имидж организации - представления широкой общественности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества. Г.Г. Почепцов характеризует имидж как «наиболее экономный способ порожде­ ния и распознавания сложной социальной действительности; как результат об­ работки информации; как свернутый текст; как коммуникативную единицу, по­ средством которой можно работать с массовым сознанием» [4, с.25]. Внутренний компонент имиджа преподавателя вуза: компетентность, педагогическая направленность, увлеченность наукой, профессиональные ка­ чества. Ядро идеального имиджа — компетентность. Компетентность вклю­ чает как знания, осведомленность в определенной области, так и способность активно управлять своей жизнью и оценивать как немедленные, так и долго­ срочные последствия своей деятельности. Однако ритм жизни, ее изменчивость и, порой, непредсказуемость, застав­ ляют вкладывать дополнительные смыслы в понятие компетентности: сегодня компетентен и, соответственно, успешен тот, кто способен реагировать на изме­ нение условий и подбирать адекватный новым условиям способ решения про­ фессиональных или других жизненных задач. Поэтому в современных условиях все большее значение для преподавателя вуза приобретает такое качество как личностная флексибильность (от лат. flexible - гибкий), т.е. способности лично­ сти отказаться от стандартных приемов мышления и способов поведения и вы­ рабатывать новые оригинальные подходы к разрешению проблемы. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz