Берченко, Т. В. Социальный имидж преподавателя в системе профессионального образования / Т. В. Берченко // Инновационные ресурсы профессионального образования и вызовы современности : материалы регионального научно-методического семинара, 24 марта 2016 года : [сборник статей] / редакционная коллегия: Демидова Л. А., доктор педагогических наук, профессор [и др.]. – Мурманск ; Москва, 2016. - С. 20-23.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Берченко Т.В., кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник Отдела НИР АНО ВПО Московский гуманитарно-экономический институт Северо-Западный филиал Правильно построенный и отрефлексированный имидж сможет помочь преподавателю высшей школы обрести целостность личности и пережить та­ кие же чувства, которые описывает М. П.Чехов, рассказывая о своей педаго­ гической работе: «С первой же встречи со своими учениками я почувствовал к ним нежность. Моя предстоящая педагогическая деятельность с первых ша­ гов получила верное направление. Меня охватило то изумительное предощу­ щение целого, которое я почти утерял в последнее время. В этом целом заклю­ чалась вся идея будущей школы» [6, с. 3]. Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий. В современном, потерявшем многие прежние ориентиры обще­ стве профессия преподавателя высшей школы утратила былые высоты и необ­ ходима ее реабилитация. Вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога, по-прежнему, предъявляются самые высокие требования. Современный уровень социального развития актуализирует качественно новый уровень образования. Основная направленность парадигмы массового образования на протяжении веков связана с научением, запоминанием, дости­ жением высокого уровня информированности. Осталась преимущественно та­ ковой она и сегодня. Профессор ИС РАН Т.З. Адамьянц пишет: «Содержимое сознания любого школьника или студента можно сравнить с компьютерной ба­ зой данных: здесь цифры, слова, фразы, тексты, формулы, даты, имена, идеи, суждения, причем предназначенность всего этого «коктейля» —успешные от­ веты-отчеты на экзаменах или при заполнении тестов. Даже термин появился - «рецептурное сознание», по принципу вопрос - готовый ответ» [2]. Такой подход стало возможным сегодня изменить на новый, комплексный, при котором в дополнение к традиционной установке присоединяется задача развития навыков понимания, — компетентностньш подход. Высшая школа не только требует профессиональной компетентности от преподавателя, но и ждет педагога как гармонически развитого субъекта, у ко­ торого качества ума удачно сочетаются с физической развитостью, привле­ кательностью, хорошими манерами, обладающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией». В трансформирующемся обществе меняются требования к содержанию и форме ролевой презентации преподавателя вуза. Исследование имиджа преподавателя вуза —область психологии, социологии, педагогики, а сегод­ 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz