Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.
остроумие, «материться про себя». Преподаватели помимо этих требо ваний указали научность, лаконичность, артистизм, богатство лексики. Требования к внешнему имиджу преподавателя прозвучали при ответе на вопрос «Как, по Вашему мнению, должен быть одет пре подаватель вуза?». Ответы студентов: 54% - свободный стиль, 32% - деловой стиль, 7% - не имеет значения, 7% -« стильно», «модно», «молодёжно». В ответах преподавателей на первом месте деловой стиль - 50%, далее - свободный стиль, яркий, но не вызывающий - 10%. Дру гие ответы: в «духе времени», «опрятно, хорошо», «в соответствии с зарплатой (увы!)», «как англичанин, но не чопорно», и даже «шикар но». На вопрос «Как бы Вы определили стиль отношений, который сложился между сотрудниками и студентами СЗФ МГЭИ?» и студен ты, и преподаватели ответили: 67% - уважительный, партнерские от ношения, 27% - четко не определен в силу разных ситуаций общения. 2% - дружеский, 1% - равнодушный, 1% - авторитарный. Анализ анкет показал, что в целом внешний социальный имидж преподавателя вуз студентами и сотрудниками СЗФ МГЭИ оценивается в соответствии с тенденциями общества: оценка социумом функциональной роли учителя довольно высока, профессия оценивает ся как уважаемая, но не престижная. К сожалению, только в одном от вете (0,8%) профессия ассоциируется с перспективностью. Общее понимание компонентов имиджа в основном верное и довольно стандартное: на первом месте компетентность и коммуника бельность. Не учитываются флексибельность, редко называются обая ние, харизма, мало внимания уделяется нравственным качествам педа гога. Ни разу в ответах не прозвучало слово «интеллигентность». Назвать требования к визуальному облику преподавателей для многих респондентов оказалось непросто в связи с отсутствием, на наш взгляд, необходимых знаний по имиджелогии. В целом можно сказать, что в СЗФ МГЭИ сложился опреде ленный имидж преподавателя вуза, в основном достойный этой про фессии. Сегодня своеобразным связующим звеном между системой образования и обществом, преподавателем и обучающимся становится не идеология, а имидж преподавателя. Следовательно, формирование имиджа преподавателя вуза в условиях трансформации системы при обретает все большее значение. Правильно построенный и отрефлексированный имидж смо жет помочь преподавателю высшей школы обрести целостность лич ности и пережить такие же чувства, которые описывает М.Чехов, рас сказываю о своей педагогической работе: «С первой же встречи со 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz