Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.
кая зарплата (30%), «молодость души» (30%), «вечный двигатель» (20%), а также «альтруист», «ответственность», «мудрость». Представления о внутренних компонентах имиджа преподава теля вуза выявлялись при ответе на следующие вопросы: Вопрос «Из каких факторов, по Вашему мнению, складывается авторитет преподавателя вуза (расположите по рейтингу, начиная с самых главных)?» у 10% студентов вызвал затруднения (не дали отве тов). Самые главные факторы, отмеченные студентами (по рейтин гу): 1. знание своего предмета, 2. коммуникативные качества (отношение к студентам, умение понять, найти подход, отзывчивость и т.п.), 3. практическая направленность обучения (увязка предмета с реальной жизнью, практический опыт и т.п.), 4. творческий подход (креативность), 5. владение методикой преподавания, 6. широкий кругозор. В ответах преподавателей в рейтинге факторов на первом мес те компетентность (40%), на втором профессиональное мастерство (35%), на третьем - коммуникабельность, к этим качествам добавляют ся нравственные характеристики личности (справедливость, скром ность, ответственность, умение держать слово), внешний вид, «соци альна обустроенность». Привлек внимание ответ: «интересность». На вопрос «Как проявляется компетентность (знание своего предмета) преподавателя вуза?» 3% студентов затруднились ответить. Самые распространенные ответы: умение объяснить, научить и связь теории с примерами из жизни. Для преподавателей компетентность проявляется «в достиже ниях выпускников», в результатах госаттестации, в умении ответить на вопросы, в том числе неожиданные, в «демонстрации процесса прак тического применения знаний», в «умении донести информации, ув лечь». При ответе на вопрос «Какие коммуникативные качества пре подавателя вуза Вы считаете главными?» чаще всего студенты упоми нали неравнодушие, отзывчивость, легкость, открытость. Среди отве тов студентов привлекла внимание формулировка «студентоустойчи- вость». Ответы на вопрос «Какие требования к речевой культуре пре подавателя вуза Вы считаете главными?» раскрыли понимание состав ляющих речевого имиджа преподавателя. Ответы студентов: грамот ность, понятность, доступность, отсутствие жаргонных и ругательных слов, сдержанность, умение выслушать, выразительность интонации, 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz