Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.

кая зарплата (30%), «молодость души» (30%), «вечный двигатель» (20%), а также «альтруист», «ответственность», «мудрость». Представления о внутренних компонентах имиджа преподава­ теля вуза выявлялись при ответе на следующие вопросы: Вопрос «Из каких факторов, по Вашему мнению, складывается авторитет преподавателя вуза (расположите по рейтингу, начиная с самых главных)?» у 10% студентов вызвал затруднения (не дали отве­ тов). Самые главные факторы, отмеченные студентами (по рейтин­ гу): 1. знание своего предмета, 2. коммуникативные качества (отношение к студентам, умение понять, найти подход, отзывчивость и т.п.), 3. практическая направленность обучения (увязка предмета с реальной жизнью, практический опыт и т.п.), 4. творческий подход (креативность), 5. владение методикой преподавания, 6. широкий кругозор. В ответах преподавателей в рейтинге факторов на первом мес­ те компетентность (40%), на втором профессиональное мастерство (35%), на третьем - коммуникабельность, к этим качествам добавляют­ ся нравственные характеристики личности (справедливость, скром­ ность, ответственность, умение держать слово), внешний вид, «соци­ альна обустроенность». Привлек внимание ответ: «интересность». На вопрос «Как проявляется компетентность (знание своего предмета) преподавателя вуза?» 3% студентов затруднились ответить. Самые распространенные ответы: умение объяснить, научить и связь теории с примерами из жизни. Для преподавателей компетентность проявляется «в достиже­ ниях выпускников», в результатах госаттестации, в умении ответить на вопросы, в том числе неожиданные, в «демонстрации процесса прак­ тического применения знаний», в «умении донести информации, ув­ лечь». При ответе на вопрос «Какие коммуникативные качества пре­ подавателя вуза Вы считаете главными?» чаще всего студенты упоми­ нали неравнодушие, отзывчивость, легкость, открытость. Среди отве­ тов студентов привлекла внимание формулировка «студентоустойчи- вость». Ответы на вопрос «Какие требования к речевой культуре пре­ подавателя вуза Вы считаете главными?» раскрыли понимание состав­ ляющих речевого имиджа преподавателя. Ответы студентов: грамот­ ность, понятность, доступность, отсутствие жаргонных и ругательных слов, сдержанность, умение выслушать, выразительность интонации, 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz