Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.

Немаловажное значение имеет и такая характеристика профес­ сиональных качеств преподавателя вуза, как энергетический потенциал (обаяние, харизма). Причем «под энергетикой преподавателя может пониматься его особая интеллектуальная сила» [5, с. 127]. Речевой имидж складывается из вербальных, вокальных (ин­ тонационных) и невербальных компонентов. Обеспечивает визуализа­ цию облика внешний имидж. Составляющими его являются фейсбил- динг: гигиена лица, физиогномика, косметологическая коррекция, ма­ кияж или визаж, уход за волосами и подбор соответствующей причес­ ки; кинесика: пластика тела, элегантность поз и манер, искусство жес­ та, здоровый образ жизни; стиль одежды: современные тенденции в мире мужской и женской моды, умение носить одежду, эффект аксес­ суаров. К сожалению, в современной системе подготовки преподавате­ лей отсутствует работа над внешним компонентом имиджа личности - над формой. Великий актер М. Чехов писал в начале XX в. о работе актера: «Как жаль, что русские актеры в большинстве своем до сих пор еще мало любят и ценят форму. Правда, им трудно искать ее. Им не хватает специальной для этого подготовки» [6, с.2]. Эти слова можно было бы отнести к подготовке педагогов. Имидж преподавателя высшей школы - это такая интегральная характеристика, которая включает в себя совокупность внешних и внутренних индивидных, личностных, индивидуальных и профессио­ нальных качеств педагога, которая способствует эффективности педа­ гогической деятельности. Достижение такой гармоничной совокупно­ сти качеств требует от преподавателя осознанности действий, что в свою очередь невозможно без рефлексии. С другой стороны, чтобы отрефлексировать свои характеристики, педагогу необходимо знать, какие требования предъявляет ему студенческая аудитория и коллеги. В рамках данного исследования был проведено анкетирование студентов и преподавателей Северо-Западного филиала Московского гуманитарно-экономического института «Имидж преподавателя вуза». Опросы проводились в апреле 2011 г. и январе 2012 г., было опрошено 120 респондентов, из них: 100 студентов, 20 преподавателей. Представление о состоянии внешнего социального имиджа преподавателя вуза раскрывалось через ответ на вопрос «Какие ассо­ циации возникают у Вас со словосочетанием «профессия преподава­ тель вуза»? Ответы студентов: 60% - «уважаемый человек», 39% - «ма­ ленькая зарплата», 25% - «социальная значимость», 31% - «творчест­ во», 7% - «скука», 3% - «нервный человек». В ответах преподавателей на первом месте ассоциации «соци­ альная значимость» и «уважаемая профессия» (50%). Далее: «мапень- 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz