Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.

либо гармонию отношений в системе, либо конфликт. Игнорирование требований современного профессионального имиджа со стороны пре­ подавателя несет в себе риск разрушения образовательного взаимодей­ ствия» [3]. Для понимания сущности и специфики профессионального имиджа преподавателя вуза интерес представляет проектирование его идеальной конструкции. Имидж преподавателя вуза включает несколь­ ко компонентов, которые можно условно определить так: внешний социальный имидж, внутренний имидж, речевой имидж, визуальный имидж. Внешний социальный имидж: престижность профессии, вуза. Социальный имидж организации - представления широкой обществен­ ности о социальных целях и роли вуза в экономической, социальной и культурной жизни общества. Г.Г\ Почепцов характеризует имидж как «наиболее экономный способ порождения и распознавания сложной социальной действительности; как результат обработки информации; как свернутый текст; как коммуникативную единицу, посредством ко­ торой можно работать с массовым сознанием»[4, с.25]. Внутренний компонент имиджа преподавателя вуза: компе­ тентность, педагогическая направленность, увлеченность наукой, про­ фессиональные качества. Ядро идеального имиджа - компетентность. Компетентность включает как знания, осведомленность в определен­ ной области, так и способность активно управлять своей жизнью и оценивать как немедленные, так и долгосрочные последствия своей деятельности. Однако ритм жизни, ее изменчивость и, порой, непредсказуе­ мость, заставляют вкладывать дополнительные смыслы в понятие ком­ петентности: сегодня компетентен и, соответственно, успешен тот, кто способен реагировать на изменение условий и подбирать адекватный новым условиям способ решения профессиональных или других жиз­ ненных задач. Поэтому в современных условиях все большее значение для преподавателя вуза приобретает такое качество как личностная флексибильность (от лат. flexible - гибкий), т.е. способности личности отказаться от стандартных приемов мышления и способов поведения и вырабатывать новые оригинальные подходы к разрешению проблемы. Среди профессионально важных качеств выделяется коммуни­ кабельность. Важнейшее, социально значимое качество личности, - это высокий уровень коммуникативных навыков (социоментального раз­ вития), характеризующийся умением адекватно понимать интенцио- нальные (смысловые) доминанты - собеседника, воспринятых произве­ дений, реальных событий и т.д. Именно такая, понимающая личность и обеспечивает стабильность социуму; это цвет нации, «соль земли» [1, с. 138]. 11

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz