Берченко, Т. В. Имидж преподавателя вуза как ценность образования / Т. В. Берченко // Формирование ценностных ориентаций студенческой молодежи : материалы XIII научно-практической конференции, 3 февраля 2012 года, [г. Мурманск] / Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск, 2012 . - С. 9-15.

парадигмы массового образования на протяжении веков связана с нау­ чением, запоминанием, достижением высокого уровня информирован­ ности. Осталась преимущественно таковой она и сегодня. Профессор ИС РАН Т.З. Адамьянц пишет: «Содержимое сознания любого школь­ ника или студента можно сравнить с компьютерной базой данных; здесь цифры, слова, фразы, тексты, формулы, даты, имена, идеи, суж­ дения, причем предназначенность всего этого «коктейля» - успешные ответы-отчеты на экзаменах или при заполнении тестов. Даже термин появился - «рецептурное сознание», по принципу вопрос - готовый ответ» |2]. Такой подход стало возможным сегодня изменить на новый, комплексный, при котором в дополнение к традиционной установке присоединяется задача развития навыков понимания, - компетентност- ный подход. Изучение практики педагогической деятельности позволило выделить ряд противоречий. В современном, потерявшем многие прежние ориентиры обществе профессия преподавателя высшей шко­ лы утратила былые высоты и необходима ее реабилитация. Вместе с тем к деятельности и личности вузовского педагога, по-прежнему, предъявляются самые высокие требования. Высшая школа не только требует профессиональной компе­ тентности от преподавателя, но и ждет педагога как гармонически раз­ витого субъекта, у которого качества ума удачно сочетаются с физиче­ ской развитостью, привлекательностью, хорошими манерами, обла­ дающего адекватной самооценкой и развитой «Я-концепцией». В трансформирующемся обществе меняются требования к со­ держанию и форме ролевой презентации преподавателя вуза. Исследо­ вание имиджа преподавателя вуза - область психологии, социологии, педагогики, а сегодня уже и маркетинга. Поэтому для определения по­ нятия необходим полипарадигмальный подход: имидж - образ соци­ ально-профессиональной роли (ролевого комплекса), который конст­ руируется личностью, представляется в процессе взаимодействия партнерам и контролируется исполнителем и общественностью [3]. Необходимо говорить и о восприятии преподавателя студен­ том и широкой общественностью, и о целенаправленно сформирован­ ном образе. Понятие образование И. Г. Песталоцци определял как «формирование образа человеческого», в данном контексте мы гово­ рим о формировании образа преподавателя вуза. В образовательном взаимодействии имидж преподавателя функционирует как реальное значимое явление и выполняет функции коммуникационного сообщения: «образовательное взаимодействие представляет собой информационный обмен, в котором индивидуаль­ ный имидж преподавателя играет роль посредника, обусловливающего 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz