Берченко, Т. В. В плену у муз ... : учебное пособие по истории мировой литературы и искусства / Берченко Т. В. ; Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск : МГЭИ, Сев.-Зап. фил., 2006. - 58 с. : ил.

П редисловие Целью курса «История мировой литературы и искусства» является введение в мир художественной культуры студентов, имеющих различный уровень подготовки, обеспечение теоретической готовности к освоению явления художественной культуры. Структура и содержание пособия определены целью и задачами общекультурной и общехудожественной подготовки. Пособие позволяет ознакомить студентов с первичными культурологическими и искусствоведческими понятиями, приобщить к ценностям художественной культуры, помочь освоить специфические образные «языки» искусств. Содержание пособия охватывает несколько аспектов вхождения в полисмысловое пространство художественной культуры. Это теория художественной культуры, исследование процесса становления и развития основных исторических типов культуры, место художественной культуры в системе культуры, образный мир произведения, взаимодействие разных видов искусства. Особое внимание в пособии уделено истории русской литературы и искусства. Материал истории мировой культуры систематизирован в хронологическом порядке и выстроен в соответствии с логикой преподавания курса. Историко- культурный материал требует решения разных задач. Для выделения своеобразия той или иной культуры иногда необходимо раскрыть его философскую сущность (искусство Востока), иногда - историческую фактологичность (первобытное искусство), иногда - художественно-стилевые черты эпохи (барокко, классицизм, импрессионизм и др.). Изучение истории мировой литературы и искусства предполагает интеграцию различных видов деятельности достаточно высокого уровня сложности в широком информационном поле. Это обусловило разнообразие тематики и форм заданий для самостоятельной работы студентов по каждой теме (от написания рефератов до творческих заданий по сочинению стихотворений). Одним из основных принципов построения пособия, как и всего курса «История мировой литературы и искусства», является синтез искусств. Для создания целостного представления об исторической эпохе, типе культуры, художественном образе автор обращается к различным видам искусств, прослеживая их взаимодействие (смысловое, образное, стилистическое). Это нашло отражение и в логике отбора материала, и в подборе музыкального сопровождения к темам, и в заданиях для самостоятельной работы. Каждая тема начинается с эпиграфа, который выражает главную мысль занятий (лекционных или практических) по этой теме. Концепция, определяющая принципы преподавания дисциплины и содержание пособия, прошла практическую проверку на гуманитарном факультете Московского гуманитарно-экономического института (Северо- Западный филиал), на факультете теории и истории культуры Мурманского педагогического университета, в Мурманском педагогическом колледже. 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz