Берченко, Т. В. В плену у муз ... : учебное пособие по истории мировой литературы и искусства / Берченко Т. В. ; Моск. гуманитар.-экон. ин-т, Сев.-Зап. фил. - Мурманск : МГЭИ, Сев.-Зап. фил., 2006. - 58 с. : ил.

УТоэзня серебряного века Я подмаскдй было звездно Я- Блок. С и м в о л и з м Фва потока: 1890-е г.г. - «старшие символисты»: К Минский, Ф. Мережковский, ЗС. Янненский, (В. 'Брюсов, % 'Бальмонт, ф. Сологуб ((В. ОТСетерников), 3. Типпиус; 1900-е г.г. - «младосимволисты»: Я ■ 'Белый ('Б. 'Бугаев), Я ■<Блокл С■ Соловьев, Эллис (Я- Хрбылинский), (Вяч. ЗСванов. ЛСесгретические работы: Ф. Мережковский «О причинах, упадка и о новых, течениях современной русской литературы»; (В. Брюсов <^\ючи тайн»; <Вл Соловьев «Общий смысл искусства»; %, 'Бальлюнт «Элементарные слова о символической поэзии», Я ■'Белый «О религиозных переживаниях >. Ш еи символизма в живописи: художники объединения «Мир искусства»: Я ■ 'Бенуа, М. Фобужунский, % Сомов, Я- Бакст и др.; М. (Врубель, <В. 'Борисов-Мусатов, М. <Чюрленис. Музыка символизма: Я ' Скрябин («УСоэлш экстаза», «Шрометей», ТСятая соната). Связь символизма с мировой культурой: нел 1 ещ ая философия (ф. Ницше «<Рождение трагедии из духа музыку») французская новейшая поэзия (HI. 'Бодлер, ТС. (В ер лен, С- Малларме), романтикиразныхстран (Э. Тофман, Э■ТСо, О. Уайльд, М. Меттерлинк). §утуризлл Группировки: кубосрутуристы «Гилея» (Д Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, В. Маяковский, А. Крученых); эгофутуристы (И, Северянин и др.); группа «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев и др.); объединение «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Теоретические работы: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна» Авангардные группировки художников: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»: К. Малевич, В. Кандинский, М. Ларионов, П. Кончаловский, П. Филонов, М. Шагал и др. Акмеизм Объединение «Цех поэтов»: Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, Г. Иванов и др. Своим учителем акмеисты считали И. Анненского. Теоретические работы: М. Кузмин. «О прекрасной ясности». Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм». Сходные эстетические устремления в других видах искусства Живопись: К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев. Музыка: Н. Римский-Корсаков, А. Лядов, С. Прокофьев. Задание Подготовка к литературному турниру (защита поэтического манифеста) Литература к теме 5. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 2 т. и 5 кн.- М.,1980. 6. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-х годов в комментариях,- М.,1993. 7. Гумилев Н.С. Письма о русской поэзии. М., 1990. 8. Поэтические течения в русской литературе конца XIX - начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия /Сост. А.Г. Соколов.-М..1988. 9. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». М., 1996 54

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz