Берченко, Т. В. Роль эргонимов Мурманска в формировании имиджа города / Т. В. Берченко // XV Масловские чтения, [7-10 декабря 2016 г.] : сборник научных статей / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. -Мурманск, 2018. - С. 130-134.

Развивающаяся промышленность. Мурманск - крупный рыбный порт. Основной отраслью промышленности, соответственно, является ры­ боловство, поэтому на гербе Мурманска изображена рыба. Эргонимы же, отражающие специфику Мурманска как рыбного морского города, встре­ чаются редко: гостиница «Моряк», Объединенная медсанчасть «Севрыба». Ориентация на перспективу. Мурманск стремится завоевать звание столицы Арктики: это звание сделает наш город узнаваемым, и жители го­ рода, рассказывая о нем другим людям, смогут сформировать правильное мнение о нем. Тема Арктики нашла отражение во многих эргонимах: достоприме­ чательность Мурманска гостиница «Арктика» 4 раза переживала реконст­ рукцию, но не изменилось ее название. Предприятие «Арктикморнефте- газразведка» создано в 1979 г. с целью выполнения работ по разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на шельфе арктических морей России. С 2008 г. работает телеканал «Арктик-ТВ». Авиакомпания «Арктика» является базовым вертолётным перевозчиком Мурманской об­ ласти. «Арктический театр» - это самый молодой театр города-героя Мур­ манска (открыт в 2014 г.). В 2015 г. появилось новое название у одного из самых значимых вузов Севера России - Мурманский арктический государ­ ственный университет. На восприятие объекта влияет его наименование, слово оказывает воздействующий эффект. «Чтобы речь была по-настоящему воздействую­ щей, нужно искать такую форму выражения, которая возбудила бы внима­ ние адресата. Значит, эмоциональное воздействие выступает как необхо­ димый элемент убеждения, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным» [6, с. 15]. Мы пришли к выводу, что эмоционально окрашенных названий в городе Мурманске мало. Исключе­ ния составляют урбанонимы Долина Уюта, «Северное сияние», Полярные Зори, «Огни Мурманска», «Радуга Севера». На наш взгляд, северная, морская, арктическая тематика не в полной мере отразились в ономастике Мурманска. В городе много таких эргони­ мов, которые не отражают его специфических черт и не связаны с его ис­ торией. В основном это названия предприятий малого и среднего бизнеса. Но есть и крупные объекты. Например, торгово-развлекательный комплекс «Мурманск Молл». В переводе с английского молл (mall) - это «торговый центр». В русском языке это слово стало довольно часто употребляться. Бытует мнение, что оно стало так популярно потому, что оно гораздо ко­ роче, чем «торговый центр», и русские для своего удобства стали исполь­ зовать это заимствованное английское слово. Эргонимы сетей магазинов, основанных в других городах, распро­ странились и на наш город: гипермаркет «О 'кей», гипермаркет «Лента», супермаркет «Магнит», сеть магазинов «Дикси», гипермаркет «Твой». По­ добных эргонимов в Мурманске довольно много. Они не несут в себе ка­ 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz