Берченко, Т. В. Развитие традиций абстракционизма в креативных художественных проектах Кольского Севера / Т. В. Берченко // Креативные индустрии Арктического региона: опыт и перспективы развития : материалы II международного форума, 29 ноября - 1 декабря 2018 года / М-во науки и высшего образования Рос. Федерации, Мурм. аркт. гос. ун-т. - Мурманск, 2019. - С. 89-95.

Уникальность абстракционизма обусловлена особенностями пере­ ломной эпохи. XX век - это своего рода знак, и не случайно он породил своеобразное искусство абстракционизма. Искусство начала века ждало «своего освобождения, чтобы говорить на своем собственном языке и не зависеть от разума, смысла, логики, философии, психологии, разных зако­ нов причинности и технических изменений жизни» [6]. Абстракционизм (от лат. Abstraction - удаление, отвлечение) как не­ фигуративное искусство подразумевает отказ от изображения реальных вещей и форм, «господство чисто самоцельных живописных форм над ра­ зумными» [6]. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации, на достижение «гармонизации», с по­ мощью изображения определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, вызывая у созерцателя чувство полноты и завершенности компози­ ции. Для этих целей картины в абстрактном стиле пытаются выразить гар­ монию цвета, форм, линий, пятен. [8, с. 29]. Главным отличием абстракционизм от реализма является то, что в содержании выходит на первый план не объективный знак (значение), но субъективная и закрытая (понятная только для посвященных) символика. При этом внешняя форма получает самостоятельную, и притом домини­ рующую, роль [7, с. 83]. Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 г. в Германии, а через год здесь же он выпустил книгу «О духовном в искусстве» [4], ставшую впоследствии знаменитой. Основу этой книги со­ ставили размышления художника о том, что внешнее может быть случай­ ным, а внутренне необходимое, духовное, составляющее сущность челове­ ка, вполне может воплотиться в картине. В абстракционизме можно выделить два четких направления: гео­ метрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерчен­ ных конфигурациях, и лирическая абстракция, в которой композиция ор­ ганизуется из свободно текущих форм. Также в абстракционизме есть еще несколько крупных самостоятельных течений. Такие как: кубизм, рай- онизм, (лучизм), неопластицизм, орфизм, супрематизм, ташизм, абстракт­ ный экспрессионизм. Казимир Северинович Малевич - создатель и теоретик направления супрематизм. Термин, произошедший от лат. Supremus - наивысший, оз­ начал, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические композиции строятся на сочетании разноцветных и раз­ новеликих геометрических фигур. «Прекрасная неясность», - так говорили о работах голландца Пита Мондриана. Его безошибочные сетки и угловые композиции выражали его 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz