Берченко, Т. В. Образ солнца в культуре коренных народов Российской Арктики / Т. В. Берченко // Современные тенденции инновационного развития Европейского Севера : материалы региональной научно-практической конференции, Мурманск, 22 марта 2019 года / редакционная коллегия: Сахневич Т. А., канд. пед. наук [и др.]. - Мурманск, 2019. – С. 92-103.

Культ Неба у кетов правильнее понимать как почитание не собственно неба, а всех природных явлений, связанных с небом И в первую очередь это относится к солнцу. Персонификации неба в образе Еся (Ее - небо) в кетской мифологии предшествовали представлениям о нем, как о живом существе высшего начала, ему приписывалась способность мыслить. Согласно представлениям кетов. только человек, медведь, злая Хоседам и Небо обладали способностью мыслить - имели семь ан - мысль, ум. В дальнейшем в шаманском культе получили развитие идеи о верхнем мире и Есе как главном покровителе шаманов. Окончательное оформление образа Еся как верховного божества, произошло под влиянием христианства, не затронувшего глубоко народное мировозрение. Однако это не исключает древних корней кетского монотеизма. В кетском фольклоре часто слово Ее - небо - употреблялось и в значении «солнце» [3]. Эвенки расселены по огромной территории, в Арктике на побережье Яно-индигирской. Колымской низменностей, Северо-сибирской низменности к востоку от Хагангского залива. Культ солнца у эвенов проявляется и в обряде встречи солнца и нового года, и в традиционном танце «Ьээдью» «дьэИэрийэ». Круговые движения хороводного танца эвенов «Ьээдью» по ходу солнца означали, по предположению А. А. Алексеева, «воображаемое магическое солнце, которое брало своих детей в свой круг, и дети солнца - эвены, радуясь этому, посвящали ему танец Ьээдьэ матери-солнцу и отцу-небу» [4, с. 31]. У саамов - малочисленного финно-угорского коренного народа Северной Европы, проживающего в частности и на территории русской Арктики в Мурманской области, пожалуй, сама разветвленная система солярных символов. Саамы считали солнце матерью всех животных, поскольку оно способствует увеличению их оленьих стад и дает тепло, чтобы молодые олени хорошо росли. Существует легенда о саамах как детях солнца. Согласно Н.Н. Харузину, в религии народа саами «первый бог из числа богов второго разряда, богов сфер небенсных, - это Бейве 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz