Беляев, Д. П. Освоение Мурманского берега Кольского полуострова и архипелага Новая Земля в 1920-1930-х гг. : сравнительный анализ колонизационных процессов / Д. П. Беляев, Е. А. Орехова // Живущие на Севере. - 2012. - Вып. 2. - С. 31-39.
нехватка школьного оборудования и учебных материалов. В начале 1920-х гг. сохранялось тра диционное разделение по грамотности между колонистами-лютеранами (грамотными почти поголовно) и православными. Начало «железнодорожной колонизации» не решило школьных проблем. Предполагалось, что дети колонистов смогут посещать железнодорожные школы, од нако такая возможность была лишь у тех, кто проживал вблизи станций Кола и Мурманск. Вме сте с тем, школьная программа стала учитывать многонациональный состав населения колоний Западного Мурмана. Так, в Ура-губе, Озерках и Грязной губе преподавание, полностью или час тично, велось на финском языке. Лишь с началом массового переселения на побережье в 1930-х гг., в т.ч. спецпереселенцев, власти встали перед необходимостью срочного создания се ти школ. В данной ситуации просматривается аналогия с начала XX в., когда политические со ображения стали обоснованием для значительного расширения сети школ, в т.ч. среди «чуже родного» населения. Положение с медицинским обеспечением колоний Мурманского берега в первой поло вине 1920-х гг. сохранялось во многом на основе системы, созданной до революции. С началом «железнодорожной колонизации» предполагалось, что медицинское обслуживание переселен цев, как и в случае со школами, будет осуществляться Отделом Здравоохранения МЖД. Однако, это также было реально только в районах, близких к железной дороге. В 1925 г. в Териберском районе, как и до революции, действовала одна больница в Териберке и медицинские пункты в Гаврилово и Рынде. Случаи выезда фельдшеров на участки за пределы этих колоний были крайне редки, а их квалификация крайне низкой. В результате население активно пользовалось помощью знахарей и различными народными средствами. Сложность в организации системы здравоохранения, как и до революции, заключалась, прежде всего, в специфике размещения ко лоний, большинство из которых были малонаселенными и разбросанными по побережью. Строительство в каждой из них медицинского учреждения было невозможно, как и обслужива ние имеющимися силами медперсонала - из-за отсутствия путей и средств сообщения13. Лишь с началом «социалистической колонизации» 1930-х гг. и массовым притоком населения сеть ле чебных учреждений на Мурмане стала расширяться. Те же проблемы были и на Новой Земле. К важным задачам улучшения жизни остров ных поселений губернские власти относили культурно-бытовое и медицинское обслуживание. Так, в марте 1925 г. в Малых Кармакулах открылась школа-интернат при одном учителе и вос питательнице, переведенная на следующий год в поселок Белушья губа. Первыми учителями новоземельской школы стали Т.П. Синицын, позднее ставший известным писателем под псев донимом Пэля Пунух, и Г.И. Пучнин. В ряде становищ были открыты медицинские пункты. По сравнению с дореволюционным периодом, когда был всего один фельдшерский пункт и один учитель на 4 становища, ситуация становится более терпимой. Жизнь в колониях под «микроскопом» историка: численность и национальный состав Достоверная оценка численности населения колоний, особенно на ранних этапах коло низации Мурманского берега, значительно осложнена, что связано со спецификой информации в источниках. В официальных документах зачастую встречаются разночтения, связанные с су ществованием категорий «приписных» и «неприписных» колонистов14. Также затруднен под счет населения в колониях Западного Мурмана, населенных выходцами из Норвегии и Финлян дии. С осторожностью следует подходить к информации неофициальных источников. Многие авторы, подробно описывая колонии и становища Мурмана, часто указывают число их жителей, но также часто округляют цифры или заимствуют их у своих предшественников, даже если ин формация устарела на несколько лет. В результате, данные о количестве колонистов даже за один год могут значительно различаться15. В дореволюционный период число колонистов Мур мана достигло максимума в 1914-1915 гг. - 3 512 человек16. Война, революция, отторжение Финляндией части Западного Мурмана привели к уменьшению населения побережья, в 1921 г. там проживало 2 183 человека17. Применение «социалистических методов» колонизации, в том числе спецпереселения, привело к значительному росту числа жителей Мурмана. В 1932 г. там проживало 5 570 человек, в 1939 г. - 10 57918. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz