Беляев, Д. П. К вопросу о влиянии русской колонизации на саамский этнос // VII Ушаковские чтения / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т [и др.]. - Мурманск, 2011. - С. 14-17.
присутствовали на богослужениях, несли пожертвования священнику. Саамы пользовались услугами русского духовенства при вступлении в брак (обряд венчания происходил в церкви), при крещении детей и т.п. В результате христианизации у саамов происходят изменения и в эт ническом самосознании. Начинается процесс обособления «русских» саа мов от скандинавских. Русские проповедники толковали саамам о том, что общение с их иноверными («немецкими») родичами - тяжкий грех. Это убеждение было распространено среди крещеных саамов еще в середине XIX в.: антрополог А.И. Кельсиев сообщал, что если русский лопарь побы вает в доме лопаря-протестанта, он едет каяться в этом грехе к священни ку1. В сознании саама понятия «христианство» и «русский», по-видимому, отождествлялись: в XIX в. бывали случаи, когда крещеный саам считал себя русским и в доказательство показывал крест2. Между единоверными жителями Лапландии - поморами и лопарями - стали заключаться браки, возник обычай крестования - вид побратимства, прочно вошедший в жизнь двух народов. Известный писатель-этнограф С.В. Максимов, удостоенный золотой медали географического общества за книгу «Год на Севере», изданную в 1859 г. в 2 томах, писал: «Миролюби вым характером дышат все отношения лопарей к русским... Патриархаль но-гостеприимный в своей веже, лопарь в сношениях своих с русскими любит заводить тесную дружбу, род братства, одним словом, любит блю сти вековой обычай крестования. Угодит в чем-нибудь, понравится чем- нибудь, угостит хорошо или даст выгодную плату за промысел давний ло парский знакомец-помор - лопарь не замедлит предложить ему покресто- ваться, т.е. обменяться крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь по свершении обряда обмена крестов дарит «крестовому» все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру - бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, от дарить, чем может, своего крестового брата-лопаря»3. Процесс «обрусения» отдельных групп саамов отмечали исследова тели и в XIX в. А.И. Кельсиев и другие приписывали исчезновение чисто «лопарского типа» (в антропологической смысле) частым случаям нару шений супружеской верности в саамской семье4. Н.Н. Харузин уточнял, что подобные факты обыкновенно имели место в среде саамов приморских погостов, которые, по мнению ряда ученых, «лицом, ростом и телосложе нием почти не отличались от русских поморов»5, что объяснялось интим ными отношениями поморов и лопарок во время морских промыслов. 1 Харузин Н.Н. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. - М., 1890. - С. 59. 2 Бернштам Т.А. Поморы. - Л., 1978. - С. 64. 3 Максимов С.В. Избранные произведения. - Т. 1 .-М ., 1987.- С . 221. 4 Бернштам Т.А. Указ. соч. - С. 64. 5 Харузин Н.Н. Указ. соч. - С. 68. 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz