Беляев, Д. П. Атомный ледокольный флот как фактор освоения Арктики ; Опыт и перспективы изучения памятников материальной культуры Баренцевоморских архипелагов // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 182-186 ; 260-265.

Д.П. Башев АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ КАК ФАКТОР ОСВОЕНИЯ АРКТИКИ В освоении Арктики большую роль играет Северный морской путь - судоходная магистраль, проходящая вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Во­ сточно-Сибирское, Чукотское и Берингово), соединяющей европейские и дальневосточные российские порты, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Преимущества использования СМП очевидны: этот путь почти в 2 раза короче других морских путей из Евро­ пы на Дальний Восток - от Санкт-Петербурга до Владивостока по СМП 14280 км, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал 23200 км, а вокруг мыса Доброй Надежды - 29400 км. Длина основной ле­ довой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения - 5610 км; протяженность судоходных речных путей, примыкающих к СМП, составляет около 37000 км. Однако очевидны и сложности, связанные с судоходством в высоких широтах: долгая, суровая зима, и почти нет лета; льды, которые до конца не разрушаются даже в самые теплые месяцы. Проводка транспортов через эти массивы возможна только с помощью ле­ доколов (Большая Советская Энциклопедия). Ледокол - это специализированное судно, предназначенное для вы­ полнения различных видов ледокольных операций с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах: проводки судов во льдах, преодоле­ ния ледовых перемычек, прокладки канала, буксировки, околки, выполне­ ния спасательных работ (Правила классификации и постройки морских су­ дов, 2003). Некоторые исследователи идею создания судна, способного ходить во льдах приписывают Леонардо Да Винчи. Одной из первых попыток во­ плотить эту идею на практике стала модернизация в середине XIX века портового буксира «Пайлот» по чертежам М.О. Бритнева. В течение сле­ дующих десятилетий были построены и другие суда подобного типа. Пер­ вым же ледоколом арктического типа стал «Ермак», построенный в 1898— 1899 г. и эксплуатировавшийся до 1964 года. Инициатором создания этого уникального корабля был адмирал С.О. Макаров. (Андриенко В.Г., 2009, с .176, 190). Россия - северная, арктическая страна, поэтому нет ничего удиви­ тельного в том, что именно нам принадлежит приоритет в создании ледо­ кольного флота. В первой половине XX века под отечественным флагом ходили десятки ледоколов и ледокольных пароходов, внесших свой вклад в освоении Арктики и Северного морского пути: «Красин», «Ф. Литке», «И. Сталин», «Г. Седов», «А. Сибиряков» и многие другие. Тем самым бы­ 182

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz