Беляев, Д. П. Атомный ледокольный флот как фактор освоения Арктики ; Опыт и перспективы изучения памятников материальной культуры Баренцевоморских архипелагов // Устойчивое социальное развитие северных территорий России: опыт, проблемы, перспективы / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т, М-во образования и науки Мурм. обл. [и др.]. - Мурманск, 2013. - С. 182-186 ; 260-265.
ла успешно решена задача обеспечить коммерческое судоходство по Се верному морскому пути за одну навигацию (Белкин, 1983). Однако открытие в середине XX века в арктических районах страны огромных минеральных богатств потребовало создания надежной транс портной системы. Опыт работы морского транспорта в предшествующий период однозначно показал, что для дальнейшего расширения сроков арк тической навигации и успешного выполнения планов перевозок при лю бых ледовых условиях необходимо наличие в составе ледокольного флота более мощных ледоколов. Решить задачу круглогодичного обеспечения грузопотока по Северному морскому пути, когда в Западную и Восточную Сибирь доставлялись бы гигантские объемы различных грузов для разра ботки месторождений и обустройства населенных мест, а назад шел поток продукции горнорудной промышленности, лесоматериалов, нефти, газа и других ресурсов, было под силу ледоколам с ядерной энергетической установкой. Для выполнения ледовой проводки в Арктике у атомных ле доколов были неоспоримые преимущества перед дизель-электрическими ледоколами типа «Москва»: автономность плавания 6-8 месяцев, ресурс ядерного топлива обеспечивает работу атомных ледоколов в течение 4-5 лет. В истории российского атомного флота можно выделить несколько этапов. Первый - экспериментальный, приходится на вторую половину 1950-х - 1960-е гг. и связан с атомным ледоколом «Ленин» (1959 г.), кото рый продемонстрировал надежность и безопасность судовой атомной энергетики. Ледоколу поручались проводки судов на самых тяжелых участках трассы Северного морского пути. Была подтверждена радиаци онная безопасность ядерной энергетической установки ледокола как для экипажа судна, так и для окружающей среды. Кроме того, был увеличен срок навигации: по сравнению с навигацией 1958 г., в 1962 году, когда в навигации принимал участие ледокол «Ленин», эксплуатационный период работы на реку Игарку был продлен на 57 суток, в плавании в море Лапте вых на 63 дня. Благодаря удлинению навигационного периода в арктиче ском плавании в 1962 году участвовало на 61 судно больше, чем в 1958 го ду. Все это дало возможность увеличить прямой завоз в Арктику против 1958 г. на 24% (ГАМО. Ф.753. Оп.2. № 484. Л.374). На втором этапе (1970-е - сер 1980-х гг.) в строй вступили атомный ледокол «Арктика» (1975 г.) и атомный ледокол «Сибирь» (1978 г.). В этот период была подтверждена экономическая целесообразность использова ния ядерно-энергетических установок на судах. Высокая надежность, не ограниченность районов плавания и длительности навигации обеспечили сокращение простоев ледоколов и улучшение экономических показателей их работы. Возможности этих атомных ледоколов были продемонстриро ваны сначала в научно-практическом рейсе ледокола «Арктика» к Север 183
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz