Беляев, Д. П. К вопросу о колонизации Новой Земли в конце ХIХ-первой трети ХХ века : (в свете русско-норвежских отношений) // Учёные записки МГПУ. Исторические науки. - Мурманск, 2005. - Вып. 5. - С. 157-164.
тельство не ограничивалось только дипломатическими нотами. В те чение ряда лет в русские северные воды для охраны промыслов на правлялись военные корабли. В 1881-1882 гг. охрану промыслов осуществляли военные шхуны «Полярная звезда» и «Бакан». В начале 1890-х годов была возобновлена практика посылки на Север крейсе ров: «Наездник» (1893 г.), «Вестник» (1894 г.), «Джигит» (1895 г.), «Самоед» (1896 г.), а с 1897 г. - военный транспорт «Бакан». Возоб новление крейсерской охраны дало некоторый положительный ре зультат. Иностранные промысловые корабли, производившие неза конный промысел в русских водах, задерживались, а их груз конфисковывался, что несколько сдерживало их напор1. Но в силу то го что крейсера, обычно выходившие из портов Балтики поздней вес ной, на Север прибывали к тому моменту, когда норвежские про мышленники уже успевали сделать по несколько рейсов в русские территориальные воды, транспорт «Бакан», осуществлявший в тече ние многих лет «крейсерскую» службу, был вообще не в состоянии догнать большинство быстроходных норвежских шхун. Таким обра зом, охрана промыслов была явно недостаточной. Тем не менее усиление внимания местных властей и прави тельства в целом привело к тому, что в 1910-х гг. активность норвеж цев на архипелаге снизилась. Справедливости ради надо отметить, что и норвежское правительство, не желавшее в канун мировой вой ны обострять отношения с «восточным соседом», стремилось поло жить конец незаконному пользованию русской территорией со сторо ны своих поданных. В 1910 г. последовал запрет норвежским промышленникам заниматься промыслами у берегов Новой Земли. Первая мировая война и последовавшие за ней революция и Гражданская война значительно ослабили внимание местных и цен тральных властей к проблемам архипелага. В результате объемы про мыслов резко снизились и жизнь становищ замерла. Новая волна колонизации приходится уже на советское время. Советская админи страция губернии продолжала политику своих предшественников по защите новоземельских промыслов от иностранных посягательств, которые в это время не только не прекратились, но, наоборот, усили лись. Один только пример. В навигацию 1919 г. 3 норвежских судна вывезли пушнины, сала и других промыслов более чем на отношения с Великобританией, траулеры которой, наряду с норвежскими, основной улов добывали именно в русских водах. По большому счету, этот вопрос был разре шен лишь в советское время опубликованием 1 июня 1921 г декрета СНК «Об охра- t не рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море». Об ущербе, наносимом незаконными промыслами, говорит следующий факт: в 1893 г. крейсер «Наездник» арестовал 6 норвежских шхун, на борту которых нахо дилось свыше тысячи туш тюленей. 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz