Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.
риваться с речными и морскими перевозчиками самостоятельно, в обход действующей тарифной схемы Беломорского сообщения. Российскому правительству не удалось превратить северное направ ление в основное для экспорта сибирского хлеба. Пермь-Котласская же лезная дорога не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий. Об этом сви детельствовало и появление новых проектов железных дорог - Обь-Урало- Беломорской, Камо-Печорской и других. В 1911 г., под давлением в основном хлебопроизводителей Сибири и биржевых комитетов ряда портовых городов (Новороссийска, Одессы, Ни колаева, Феодосии и др.), Челябинский тарифный «перелом» был отменен. В том же году последовало и решение о ликвидации Беломорского между народного сообщения. Summary. The paper considers the questions of the organization of export of the Si berian bread through the port of Arkhangelsk in the beginning of XX century. Studying of documents of the Russian state historical archive allows to estimate efficiency of the measures accepted by the Russian government on stimulation of export of the Siberian bread through Arkhangelsk. Д.П. Беляев Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков 1 Российский арктический архипелаг Новая Земля, открытый в XV - начале XVI веков, на протяжении почти трехсот лет, был объектом про мысловой деятельности поморов. Жители Архангельской губернии ходили к берегам архипелага и вели добычу морского зверя, а также промышляли птиц и оленей. Однако со второй половины XIX века ситуация начинает кардинальным образом меняться. К промысловым богатствам Новой Земли устремились норвежские промысловики. Экспансия наших северных соседей в Арктике была связана с мощ ным подъемом норвежских полярных промыслов, основанных на повсеме стном распространении у промышленников огнестрельного оружия и бо лее совершенной техники. Одновременно начало уменьшаться количество моржей, тюленей и белых медведей на Шпицбергене, и норвежцы двину 1Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Мурманской области (номер проекта 12-11-51001а) 88
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz