Беляев, Д. П. Организация пароходного сообщения на архипелаг Новая Земля в конце XIX - начале XX веков // Проблема модернизации социально-экономической инфраструктуры Европейского Севера России в XX-XXI вв.: историческая ретроспектива и современность / М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2011. - С. 88-93.

лись дальше на север и восток, в том числе на Новую Землю. Росту нор­ вежской экспансии также способствовало и отсутствие средств охраны и защиты северного побережья России от посягательств иностранцев, вы­ званное упразднением в 1862 г. Архангельского военного порта и Бело­ морской флотилии. Так, например, если в 1869 г. у Новой Земли вели промысел 18 нор­ вежских судов, то уже в следующем году - более 60 судов1. По данным норвежской газеты «Vardo-Posten», прибыль норвежских промышленников составила в рублевом эквиваленте около 400 ОООрублей2. Фактически в последней трети XIX в. норвежцы почти единовластно господствовали в так называемых «восточных льдах». Особенно напря­ женная ситуация сложилась вокруг Новой Земли. Русское правительство, считая весь архипелаг российской территорией вплоть до последней трети XIX в., не предпринимало никаких действий по освоению островов. То, что со второй половины XIX в. норвежцы начали вести промыслы у бере­ гов Новой Земли, создавало реальную угрозу потери Россией контроля над архипелагом (как это произошло позже со Шпицбергеном). Пользуясь тем, что Новая Земля не охранялась царским правительством, иностранцы не только хищнически истребляли морского зверя, разоряли гнезда гаг, выво­ зили пух, но и уничтожали старинные промысловые избы и кресты, свиде­ тельствовавшие о давнем присутствии русских на Новой Земле3. На повестку дня встал вопрос о заселении этих островов и действен­ ном закреплении их за Российским государством. В 1870 г, русская военная эскадра в составе корвета «Варяг», клипера «Жемчуг» и шхуны «Секстан» под флагом вице-адмирала К.Н. Посьета посетила территориальные воды архипелага для защиты государственных интересов от посягательств иностранцев. Знаменательно, что в числе ее участников были великий князь Алексей Александрович и архангельский губернатор Н.А. Качалов (1869-1870). Впервые официальные лица столь высокого ранга посетили этот арктический архипелаг, тем самым подчеркнув его значение для России. По возвращении экспедиции вопрос о колонизации архипелага был поставлен на правительственном уровне . Уже незадолго до окончания своего губернаторства, 3 октября 1870 г., Н.А. Качалов5подал на имя министра финансов и министра внутренних дел докладные записки, в которых предложил свой вариант решения «ино­ 1РГА ВМФ. - Ф. 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 138. 2 ГААО. - Ф. 1. - Оп. 8. - Т. 2. - Д. 622. - Л. 220. 3РГА ВМФ. - Ф. 410. - Оп. 2. - Д. 4207. - Л. 140. Попов Г.П. Губернаторы Русского Севера. - Архангельск, 2001. - С. 63. 5 16 (23) октября 1870 г. Н.А. Качалов был назначен директором департамента тамо­ женных сборов. 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz