Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

ряда районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. По этому пути осуществлялось снабжение топливом, продовольствием и товарами первой необходимости, по нему же на "Большую землю" доставлялись добываемые здесь природные богатства. В начале 1990-х гг., распад Советского Союза и последовавший за ним системный социально-экономический кризис постсоветского пространства крайне негативно сказались на состоянии Северного морского пути. В связи с ликвидацией централизованного материально- технического снабжения была разрушена система завоза промышленных и продовольственных товаров на Север из других регионов России. Из-за либерализации цен и перестройки кредитной системы в тяжелое финансовое положение попало большинство предприятий, составлявших инфраструктуру Северного морского пути. В первую очередь, это коснулось ледокольного и других видов специализированного арктического флота, портов, полярных станций и ряда поселений, экономика которых преимущественно складывалась за счет обслуживания Северного морского пути. К настоящему времени перевозимых по Северному морскому пути грузов стало в пять раз меньше (1,7 миллионов тонн), в сравнении с периодом его "экономического расцвета" в советскую эпоху. Сегодня в России начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по выходу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь, оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе. Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, из-за растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому, не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения. Вывод: результатом многих экспедиций XVIII- начала XX вв., ставивших своей целью покорение Северного морского пути, стал вывод о невозможности использования этой трассы в коммерческих целях. Однако, советские моряки в 1930-х гг. подвергли сомнению, а в 1950-х - 1970-х гг. на практике доказали ошибочность подобных утверждений. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz