Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

пробился в Берингов пролив, но выйти в Тихий океан не смог: ветры и течение затянули его вместе с ледовым полем обратно в Чукотское море. Зимовка корабля стала неизбежной. 13 февраля 1934 г. лед разорвал борт, и через два часа «Челюскин» затонул. За это время на лед был выгружен заранее подготовленный аварийный запас. На льду оказалось 104 человека, в их числе 10 женщин и двое маленьких детей. Жизнь участников экспедиции Шмидта и их спасение летчиками стали известным всему миру подвигом советских покорителей Арктики. В 1934 г. ледорез "Литке", под управлением капитана Н.М. Николаева и научного руководителя В.Ю. Визе, без аварий прошел одну навигацию Северным морским путем из Владивостока в Мурманск. Эти плавания принесли свои результаты. Уже в следующем, 1935 г. Северным морским путем прошли за одну навигацию четыре грузовых теплохода: два в восточном направлении («Ванцетти», «Искра») и два в западном («Сталинград», «Анадырь»). Всего же мыс Челюскина обогнули девятнадцать кораблей в обоих направлениях. Навигацию 1935 г. обеспечивали четыре ледокола: «Ленин» - западный участок, «Ермак» и «Литке» - центральный участок и «Красин» - восточная часть трассы. В 1936 г. была успешно осуществлена проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток. А вот в 1937 г. Арктика преподнесла неприятный сюрприз, когда практически весь флот ГУ СПМ вынужден был зазимовать в высоких широтах. В 1939 г. впервые ледокол "И. Сталин" совершил двойное сквозное плаванье за одну навигацию. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны в нашей стране уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, велось обустройство таких опорных портов Северного морского пути, как Диксон, Игарка, Дудинка, Тикси, Певек и Провидения. Помимо существовавших в 1930-е гг. задач по снабжению арктических строек и полярных станций, в годы войны возникла необходимость снабжения развернутых в Арктике гарнизонов и боевых кораблей, а также доставки грузов из США и Канады. Из наиболее выдающихся плаваний по Северному морскому пути в 1940-1970-е гг. можно отметить: снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны, систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954), осенние походы атомохода «Ленин» (1970-71). Северный морской путь стал неотъемлемым звеном народного хозяйства, обеспечивающим жизнедеятельность целого 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz