Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.
июля 1932 г. из Архангельска через Маточкин Шар, прошел в Карское море и 3 августа 1932 г. достиг порта Диксон, где простоял до 11 августа, дожидаясь транспорта с углем. Оттуда корабль взял курс на Северную Землю, обнаружив на пути остров Сидорова, положил начало открытию группы островов Арктического института. Затем «Сибиряков» прошел в море Лаптевых до бухты Тикси. В районе Чаунской губы экспедиция попала в торосистые льды. Медленно пробиваясь сквозь них, пароход добрался 10 сентября до острова Колючин. Здесь, в сложной ледовой обстановке, сломались все четыре лопасти винта «Сибирякова». Потребовалось шесть дней, чтобы заменить их запасными. После этого команда продолжила плаванье по направлению к Берингову проливу, но через два дня льдиной срезало вал винта. Судно десять дней дрейфовало в разных направлениях. Когда ледовая обстановка стала более благоприятной, на судне поставили 11 парусов. Медленно продвигаясь, 1 октября 1932 г. ледокольный пароход вышел на чистую воду у северного прохода в Берингов пролив. Таким образом, экспедицией Отто Шмидта путь от устья Северной Двины до Берингова пролива был пройден за два месяца и три дня. Пароход «Сибиряков» был отбуксирован траулером «Усуриец» в Петропавловск, а затем в Иокогаму. Закончив здесь ремонт, «Сибиряков» отправился в обратное плаванье через Суэцкий канал и 7 марта 1933 г. прибыл в Мурманск. Впервые в истории Северо-восточный проход был пройден за одну навигацию. Успех экспедиции Отто Шмидта доказал возможность активного хозяйственного освоения Арктики. Для практической реализации этой возможности было создано Главное управление Северного морского пути (ГУСМП). Начальником управления был назначен О.Ю. Шмидт. На ГУСМП были возложены освоение и техническое оснащение трассы Северного морского пути, исследование недр полярных территорий, организация систематических научных исследований. Началось строительство метеостанций вдоль побережья, развитие радиосвязи, полярной авиации, строительство ледоколов и судов ледового класса. Для проверки возможности плавания по Ледовитому океану транспортных судов в 1933 г. по пути «Сибирякова» был направлен пароход «Челюскин» во главе с О.Ю. Шмидтом и В.И. Ворониным. В экспедиции участвовали ученые разных специальностей, планировалось также высадить на острове Врангеля группу зимовщиков с их семьями; на корабле были и плотники, направленные для строительства домов для зимовщиков. В условиях крайне тяжелой ледовой обстановки «Челюскин» участвовал во многих арктических экспедициях и героически погиб в 1942 г. в бою с немецким крейсером «Адмирал Шеер». 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz