Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

После окончания войны советское правительство вновь вернулось к этой проблеме. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно-исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР. Карские экспедиции, начатые еще до революции, были возобновлены, но с большим размахом. Еще с 1877 периодически осуществлялись Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 г. из 122 Карских рейсов, только 75 прошли успешно. Ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов. Если с 1877 по 1919 гг. число кораблей, совершивших удачные рейсы к устьям западносибирских рек, составляло 92, то в период с 1919 по 1939 гг. - 411 судов. Росту грузооборота способствовали всесторонние гидрографические изыскания, создание условий для безопасного мореплавания, создание портов и угольных баз. Также были начаты Ленские (из Архангельска до устья Лены в Тикси) и Колымские (из Владивостока к устью Колымы) операции. В 1930 г. экспедиция Отто Юльевича Шмидта впервые в истории арктического мореплавания прошла на ледоколе «Георгий Седов» из Баренцева моря через северные районы Карского моря к западным берегам Северной Земли. На одном из островов этого архипелага в течение двух лет работала группа во главе с Георгием Алексеевичем Ушаковым. Уже к началу 1930-х гг., благодаря достижениям советских научно- исследовательских работ на Севере (работы Северной научно­ промысловой экспедиции ВСНХ, Института по изучению Севера, ПлавМорНИН, экспедиций второго Международного полярного года) и успехам полярного мореплавания, был поставлен под сомнение пессимистический взгляд на возможность практического использования Северного морского пути на всем его протяжении от Баренцева моря до Берингова пролива. Был выдвинут проект первой советской экспедиции, основной задачей которой ставилось прохождение всего Северного морского пути в одну навигацию. Руководителем экспедиции был назначен О.Ю. Шмидт, научной частью руководил В.Ю. Визе. Ледокольный пароход «Александр Сибиряков»,169 под командованием капитана В.И. Воронина, вышел 28 Комитет Северного морского пути. После поражения Колчака комитет в полном составе был включен в состав Сибревкома. 169 Пароход «А. Сибиряков» был построен в Глазго в 1909 г. Водоизмещение 3200 тонн, мощность машины 2000 л.с. Ледовый прогноз на 1932 г. был в целом благоприятным, поэтому выбор пал на это судно с не самыми мощными машинами. Этот корабль 77

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz