Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

В 1918-1920 гг. третий, по счету сквозной проход по Северному морскому пути с двумя зимовками, совершил Руаль Амундсен на специально построенном судне «Мод». Таким образом, на рубеже XIX - XX вв. три последовавшие одна за одной экспедиции поставили точку в вопросе о возможности прохождения по северной трассе из Атлантического океана в Тихий. А вот что касается возможности организации регулярного судоходства, то в этом отношении плавания Норденшельда, Вилькицкого и Амундсена дали скорее отрицательный результат. То, что судам, специально подготовленным к плаванию во льдах, лишь с вынужденными зимовками удалось пройти Северным морским путем, убедило специалистов в том, что для регулярного судоходства этот маршрут не может быть использован. Отметим, что все три попытки являлись по большому счету случайными предприятиями, не опиравшимися на систему планомерных и научно обоснованных мероприятий по освоению Арктики. Картина меняется в советский период, когда государственная политика на Севере приобретает все более целенаправленный и упорядоченный характер, и начинается переход к государственному регулированию процессов изучения и освоения этого обширного региона. Советское государство, оказавшееся после Первой Мировой войны и Революции 1917 г. в международной изоляции, могло выстоять только с опорой на собственные природные ресурсы, сосредоточенные по преимущество на Севере и в Сибири. Впервые в истории проблема освоения далеких и необжитых пространств стала решаться как дело общегосударственной важности, с вложением огромных средств, с привлечением сил и энергии тысяч людей. С первых же дней своего существования Советское правительство обратило внимание на исключительно большое значение Северного морского пути для экономического развития страны. Уже 2 июля 1918 г. председатель Совнаркома В.И. Ленин подписывает декрет об ассигновании значительных средств на проведение масштабных изыскательских работ на трассе Севморпути. Экспедиция делилась на два отряда: западный (Баренцево море - мыс Челюскина) и восточный (мыс Челюскина - Берингов пролив) в распоряжении которых было три ледокола, восемь пароходов и одиннадцать других кораблей. Начавшаяся Гражданская война помешала осуществлению этих планов.168 168 Отметим, что и противники большевиков уделяли проблеме освоения Севморпути некоторое внимание. В 1918 г. правительство Северной области в Архангельске отправило ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Б.А. Вилькицкого в Енисейский залив для постройки в Усть-Енисейском порту и Дудинке радиостанций. Экспедиция окончилась полной неудачей. «Вайгач» затонул, наскочив на необозначенную на картах скалу в Енисейском заливе. 23 апреля 1919 г. распоряжением Верховного правителя России адмиралом А.В. Колчаком был создан 76

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz