Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

названный в честь своего первооткрывателя, - остров Старокадомского.164 Поскольку ледовое поле, преграждающее путь кораблям на запад было не слишком массивным, Б.А. Вилькицкий принял решение форсировать его, работая в связке обоими ледоколами. За 12 часов удалось продвинуться на 4-5 миль, но затем погода стало резко ухудшаться. Кроме того, изменившийся ветер стал загонять в бухту новые ледовые поля, в итоге от идеи пройти Северным морским путем пришлось отказаться. 13 сентября корабли взяли курс на Владивосток, куда прибыли 25 ноября. В навигацию 1914 г. перед ГЭСЛО была поставлена главная задача- пройти Северным морским путем из Тихого океана в Атлантический. Все остальные работы предписывалось вести, если они не мешали выполнению основной задачи. 7 июля ледокольные пароходы покинули Владивосток. В августе у острова Врангеля при форсировании ледовой перемычки «Вайгач» получил повреждения, но продолжил плавание. К 1 сентября корабли вновь подошли к преграде, которая уже дважды преграждала им путь на восток - мыс Челюскина.165 Во время прохождения через пролив,166 отделяющий Северную Землю от Таймырского полуострова, корабли встретили здесь тяжелые льды, попав в которые серьезные повреждения уже получил «Таймыр». Спустя несколько дней, транспорты были окончательно затерты льдами и вынуждены были встать на зимовку. Зимовка в целом прошла благополучно, хотя и была омрачена смертью двух членов экспедиции - лейтенанта А.Н. Жохова и кочегара Ладоничева.167 За время зимовки участники экспедиции вели научные работы, в том числе совершили несколько экскурсий на Таймыр. 2 августа 1915 г., после того как взломало льды, корабли вновь получили возможность двигаться. Спустя месяц, «Таймыр» и «Вайгач» бросили якорь на рейде Диксона, а уже 16 сентября прибыли в Архангельск. Таким образом, российские ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» вторыми, после А.Э. Норденшельда, прошли Северным морским путем. Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана провела в арктических морях обширные гидрографические работы и внесла крупный вклад в дело исследования Арктики. 164 Л.М. Старокадомский был доктором в экспедиции и оставил интересные воспоминания о плаваниях на «Таймыре» и «Вайгаче», позже опубликованные. См.: Старокадомский Л.М. Экспедиция Северного Ледовитого океана. - М., 1946; Он же. Открытие новых земель в Северном ледовитом океане. - Петроград, 1915. 165 Во время плавания от острова Врангеля к Таймыру был открыт еще один остров, названный в честь капитана «Вайгача» - островом Новопашенного. В советское время он был переименован в честь другого участника экспедиции - Жохова. 166 Пролив Б.А. Вилькицкого. 167Моряки были похоронены на северо-западном берегу Таймыра в бухте Дика. В 1996 г., в ознаменование 300-летия Российского флота, состоялась экспедиция, главной целью которой было перезахоронение останков Жохова и Ладоничева. За прошедшие 80 лет море подмыло берег, и была угроза разрушения могил. 75

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz