Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

20 июля, корабль прошел через Берингов пролив.158 Экспедиция благополучно завершилась: Северный морской путь был впервые пройден с одной зимовкой с запада на восток. Правда выводы Норденшельда о возможности использования этой трассы для нужд торговли были весьма пессимистичны.159 После этого наступает длительный перерыв в исследовании Северо- восточного прохода, пока в 1912 г. сразу три русских экспедиции не предприняли попытки пройти этим маршрутом. О двух из них, совершенных Л.Г. Брусиловым на «Св. Анне» и В.А. Русановым на «Геркулесе», выше уже упоминалось. Третья экспедиция была организована российским правительством, и здесь мы остановимся чуть подробнее. Поражение в войне с Японией 1904-1905 гг. вынудило царские власти обратить пристальное внимание на возможность переброски военных кораблей с Балтики на Дальний Восток. Цусимская катастрофа, когда эскадра адмирала З.П. Рожественского, совершив полукругосветное плавание, погибла у японских берегов, убедило российское правительство в стратегическом значении Севморпути. Если бы был избран маршрут вдоль северных берегов России, не огибая Африку и Индийский океан, то можно было прийти во Владивосток, минуя Цусиму.160 В 1908 г. в Петербурге на верфях Невского судостроительного завода были заложены два ледокольный транспорта «Таймыр» и «Вайгач».161 Строительству этих судов придавалось большое значение. Изначально планировалась их отправка на Шпицберген. Перед международной конференцией, которая должна была определить статус архипелага, отправка туда кораблей под российским военным флагом должна была укрепить позицию нашей страны. Но затем планы изменились, и ледокольные пароходы были включены в состав Гидрографической экспедиции Северного ледовитого океана (ГЭСЛО).162 Базой для этих кораблей стал Владивосток, куда они прибыли в 1910 г. по южному маршруту. Норденшельду принадлежит заслуга в переименовании мыса Восточного в мыс Дежнева, 159 .. Иного вывода после вынужденной зимовки в Арктике трудно было ожидать. Но уже менее чем через полвека советские моряки доказали ошибочность этого заключения. гч ь этом духе высказался знаменитый химик, один из активнейших поборников идеи изучения полярных морей Д.И. Менделеев: «Если бы хотя бы десятая доля того, что было потеряно при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море и Цусиму». Водоизмещение 1200 тонн, мощность двигателя - 1200 л.с., дальность плавания - 2 тыс. миль. и составе этой экспедиции нес морскую службу А.В. Колчак. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz