Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.
побережью Канады. В конечной точке маршрута, покрыв расстояние свыше 10 тыс. км, летчики приземлились 20 июня. Всего полет продолжался 63 часа и 25 минут и проходил на высоте 4 тыс. метров. Менее чем через месяц, 12 июля в Москве начался еще один перелет, имевший задачу пройти по маршруту Чкалова и поставить рекорд дальности беспосадочного перелета. Командиром экипажа был Герой Советского Союза М.М. Громов, вторым пилотом - А.Б. Юмашев, штурманом - С.А. Данилин. Покрыв за 62 часа 17 минут расстояние свыше 10200 км, самолет приземлился на американском аэродроме рядом с Лос- Анджелесом. Постановлением правительства А.Б. Юмашеву и С.А. Данилину было присвоено звание Герой Советского Союза. После этих выдающихся перелетов на повестку дня был поставлен другой вопрос. Интересы науки требовали проникновения в еще одну заповедную область Полярного бассейна - в район «полюса относительной недоступности». Весной 1941 г. для исследования этого района был избран новый метод временных посадок самолета на лед. Для этого был использован четырехмоторный самолет «СССР Н-169», который пилотировал летчик И.И. Черевичный. Кроме того, в экспедиции участвовали 6 членов экипажа и два научных работника: астроном-магнитолог М.Е. Острекин и гидролог- метеоролог Н.Т. Черниговский. Этой экспедиции надлежало выполнить ледовую разведку на трассе Севморпути, после чего предписывалось с базы на острове Врангеля совершить несколько полетов вглубь Полярного бассейна и приземлиться на подходящих льдинах для проведения научных работ. Самолет вылетел из Москвы 9 марта 1941 г. и, пролетев по всей трассе Северного морского пути по маршруту Архангельск - архипелаг Новая Земля - архипелаг Земля Франца-Иосифа - мыс Челюскина, 20 марта прибыл на остров Врангеля. В течение апреля было совершено три полета на север в неизведанную область Центральной Арктики. В каждом месте посадки самолет оставался на несколько дней на дрейфующих льдах, в течение которых производились научные работы: измерялась глубина моря, проводились гидрологические, геомагнитные и метеорологические наблюдения. Вывод: завоевание советскими летчиками Северного полюса, трансарктические перелеты В. Чкалова и М. Громова, полеты И. Черевичного - все это одни из многих примеров советского арктического триумфа. Главная причина успеха заключалась в том, что освоение и изучение Арктики проводилось планомерно, систематически при самой серьезной поддержке государства. Более того, в отличие от царского периода, государство было и источником, и проводником политики по освоению этого обширного региона. 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz