Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

Слепнева, М.В. Водопьянова, И.В. Доронина вывезли с дрейфующей льдины 104 человека. Летчикам, осуществившим спасение челюскинцев, была присвоена только что учрежденная высшая степень отличия - звание Героя Советского Союза.155 Другим направлением деятельности советской авиации в Арктике стало проведение трансарктических перелетов. В июле - сентябре 1936 г. экипаж двухмоторной самолета-амфибии «СССР Н-2» в чрезвычайно сложных метеорологических условиях впервые пролетел по всей трассе Северного морского пути от Берингова пролива до Архангельска. Основная цель перелета - инспекция хозяйства Главсевморпути и проведение ледовой разведки. За время полета было покрыто расстояние в 25 тыс. км. В том же 1936 г. был осуществлен беспосадочный перелет по «Сталинскому маршруту»: Москва-Камчатка на самолете «ПС-25». Полет был совершен В.П. Чкаловым (командир корабля), Г.Ф. Байдуковым (второй пилот) и А.В. Беляковым (штурман). Всего самолет пробыл в воздухе 56 часов 20 минут, пролетев за это время расстояние в 9734 км. Весь экипаж был представлен к званию Герой Советского Союза. С каждым новым арктическим полетом накапливался бесценный опыт в проведении перелетов и подготовки кадров летчиков и штурманов, совершенствовались средства аэронавигации и связи. Все это позволило уже в 1937 г. осуществить такие выдающиеся экспедиции, как полет на Северный полюс для высадки дрейфующей научно-исследовательской станции И.Д. Папанина (о чем упоминалось в предыдущем очерке), а также перелеты из Москвы в США через Северный Ледовитый океан В.П. Чкалова и М.М. Громова. Первым трансарктический перелет по маршруту Москва - Портланд (штат Вашингтон, США) на самолете «N0-25» был совершен В.П. Чкаловым (командир корабля), Г.Ф. Байдуковым (второй пилот) и А.В. Беляковым (штурман). Старт был дан утром 18 июня 1937 г. Через 28 часов, пролетев через Кольский полуостров и архипелаг Земля Франца- Иосифа, самолет находился над полюсом, после чего был взят курс к 155 Интересно отметить, что самолет Сигизмунда Леваневского 30 марта при совершении вынужденной посадки был поврежден и вышел из строя. Тем не менее, летчик все равно был представлен к званию ГСС, по одной из версий по личному указанию И.В. Сталина. Эту награду С.А. Леваневский, по воспоминаниям друзей, рассматривал как некий аванс, который ему еще предстояло отработать. Так и произошло, в августе 1936 г. он совершил выдающийся по тем временам перелет по маршруту Лос-Анджелес - Сан-Франциско - Ном - Уэлен - Тикси - Якутск - Красноярск - Москва. Общая протяженность маршрута составила 19 тыс. км. В 1937 г. при совершении трансарктического перелета из СССР в США, в районе Северного полюса связь с самолетом С. Леваневского была потеряна. Самолет потерпел катастрофу, но как она произошла, это уже навсегда останется тайной Арктики. 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz