Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

Кальвиц, совершая перелет из Якутска в Булун, попал в снежную бурю и разбился. В 1932 г. во время проведения авиаразведки в районе Новой Земли сильным потоком воздуха с высоты тысяча метров был сброшен в воду гидросамолет «СССР-НЗ». Самолет разбился. Пилот Л.М. Порцель и еще два члена экипажа погибли. К 1938 г. пионерский период авиаразведки закончился. Эта работа стала теперь неотъемлемой частью морских операций по Северному морскому пути, охватывая всю трассу. О росте ледовых авиаразведок в арктических морях, дают представления следующие цифры: если в 1933 г. самолеты в воздухе провели всего 200 часов, то в 1935 г. - уже 600, а в 1938- 1300.'51 В 1939 г. советские пилоты положили начало глубоким авиаразведкам исследовательского характера в высокие широты. Зачастую пилоты пролетали расстояния в 3-4 тысячи километров, находясь в воздухе по 12-15 часов без посадки. 2 октября 1945 г. экипажу самолета «СССР Н-368» (летчик - М.А. Титлов, штурман В.И. Аккуратов) было поручено произвести глубокую ледовую разведку Центрального полярного бассейна с попутным посещением Северного полюса и пересечением обширного «белого пятна», прилегающего к нему.152 Вылетев в 00.25 с мыса Челюскин, уже в 7 часов утра самолет был над Северным полюсом. Во время полета часто приходилось снижаться во избежание оледенения и ведя наблюдение за состоянием льдов. Всего самолет пробыл в воздухе более 15 часов, пройдя за это время свыше 4300 км. Можно привести следующие данные о сокращении «белых пятен» Полярного бассейна. В 1929 г. площадь непосещенных человеком районов Полярного бассейна составляла 4309 тыс. кв. км (57% к площади Полярного бассейна). Через десять лет эта цифра уменьшилась до 1844 тыс. кв. км (24,3 %), а в 1945 г. составила 1250 тыс. кв. км (16,6%).153 Можно сделать вывод, что использование авиации стало решающим фактором в изучении Полярного бассейна. Другим направлением применения авиации в Арктике, продиктованным самими обстоятельствами, стала организация спасательных экспедиций. Так, советские летчики вписали еще одну славную страницу в летопись освоения Арктики, обеспечив спасение экипажа парохода «Челюскин», раздавленного льдами в Чукотском море в 1934 г. В апреле-мае 1934 г. экипажи самолетов летчиков А.В. Ляпидевского, С.А. Леваневского, B.C. Молокова, Н.П. Каманина, М.Т. 151 Визе В.Ю. Указ.соч. - С.326. Отметим, что этот полет не преследовал каких-либо рекордных целей. Визе В.Ю. Указ. соч. - С.343. Более подробно об этом плавании - см. следующий очерк. 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz