Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

день «Красин» спас и оставшихся на льду участников экспедиции, кроме самого руководителя, который еще 24 июня был вывезен с льдины шведским пилотом Лундборгом.148 На обратном пути «Красин» подошел к мысу Верде и снял оттуда экипаж Чухновского. Сдав спасенных с «Италии» на итальянский пароход «Читта-ди- Милано», советский ледокол зашел в Норвегию для пополнения запасов пресной воды и угля, а затем 26 августа снова вышел на север для поиска группы Александрини. 17 сентября «Красин» достиг к северу от Шпицбергена широты 81°47'N, а затем взял курс к Земле Франца-Иосифа. Оставив там материалы для постройки домика и запасы продовольствия, «Красин» 4 октября вернулся в Ленинград. Трагическая судьба «Италии» повлекла за собой много человеческих жертв. Кроме 8 человек с дирижабля, погиб весь экипаж самолета «Латам» в составе шести человек во главе с Р. Амундсеном. 18 июня «Латам» вылетел из Тромсе на помощь У. Нобиле и пропал без вести.149 Наконец, на обратном пути со Шпицбергена потерпел аварию и разбился еще один итальянский самолет. 3 пилота погибли. Неудача «Италии» еще не поставила крест на дирижаблях как средствах достижения Центральной Арктики.150 В июле 1931 г. был совершен полет с научно-исследовательскими целями на дирижабле «Граф Цеппелин». Во время полета дирижабль посетил архипелаги Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля и Таймырский полуостров. Но у дирижаблей появился серьезный конкурент - самолет. Именно СССР был первой страной, которая приступила к регулярному использованию самолетов в Арктике. Большое значение для обеспечения регулярного судоходства по Северному морскому пути играла ледовая авиаразведка, позволяющая кораблям избирать наиболее оптимальный маршрут. Первый опыт авиаразведки в Арктике был предпринят в 1924 г. уже упоминавшимся летчиком Б.Г. Чухновским. С 1929 г. самолеты начинают регулярно летать в районе Карского моря, обеспечивая проводку караванов судов. С 1936 г. ледовые авиаразведки стали систематически производиться и в восточном секторе Арктики. Можно отметить имена таких известных полярных пилотов, как A.Д. Алексеев, М.П. Козлов, П.Г. Головин, И.И. Черевичный, М.А. Титлов, B.И. Аккуратов и др. К сожалению, не обходилось и без несчастных случаев. В 1929 г. один из пионеров советской полярной авиации О.А. 148 Самолет Лундборга мог принять только одного пассажира. По возвращению шведский пилот предпринял еще одну попытку найти лагерь Нобиле уже не смог. 149 1 сентября у северных берегов Норвегии был найден один из поплавков «Латама». Скорее всего, самолет Р. Амундсена упал в море, еще не долетев до Медвежьего острова. 150 Но вот в 1930-х гг. серия аварий дирижаблей, одна из самых известных - это катастрофа «СССР В-6» в 1938 г., вынудила сделать ставку на самолеты. 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz