Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.

Сразу же в различных странах были приняты меры к спасению итальянцев. Всего было задействовано 18 кораблей, 21 самолет и свыше полутора тысяч людей. Решающими оказались операции, предпринятые Советским Союзом. Они основывались на совместной работе ледоколов и самолетов. При Осоавиахиме СССР был организован Комитет помощи дирижаблю «Италия». Было принято решение отправить спасательные экспедиции на ледокольном пароходе «Малыгин» (руководитель экспедиции - В.Ю. Визе) и ледоколе «Красин» (руководитель - Р.Л. Самойлович). «Малыгину» ставилась задача проникнуть возможно дальше на север к востоку от Шпицбергена, а «Красин» должен был пройти к месту катастрофы с западной стороны. На борту обоих кораблей были самолеты, с помощью которых предполагалась вести авиаразведку. Своего задания ледокольный пароход «Малыгин» выполнить не смог, ибо ледовые условия к востоку от Шпицбергена были очень тяжелые. «Малыгин» вошел в лед уже на широте 75°55'N, и пробиться к месту катастрофы, до которой было 400 км, не смог. Известный полярный летчик М. С. Бабушкин, пилотировавший небольшой одномоторный самолет «Ю-13» в конце июня - начале июля, совершил 15 вылетов, стремясь достичь льдины с итальянцами. Поскольку расстояние, которое отделяло «Малыгин» от лагеря Нобиле значительно превышало радиус действия «Ю-13», на одном из островов архипелага Шпицберген была устроена промежуточная база. Но всякий раз густой туман препятствовал в достижении главной цели.146 Гораздо более благоприятные условия были с запада от Шпицбергена. «Красин» вошел во льды только на широте 80°08'N (т.е. на 465 км севернее, чем «Малыгин»). 10 июля летчик Б.Г. Чухновский, стартовавший с борта ледокола, обнаружил на дрейфующей льдине двух людей и направил к этой точке «Красин». На обратном пути самолет Чухновского потерпел аварию и совершил вынужденную посадку у мыса Верде архипелага Шпицберген. 12 июля «Красин» подошел к льдине и снял с нее Цаппи и Мариано. Мальмгрена среди них не было.147 В тот же 146 -г 1 ем не менее, стоит отметить, что в техническом отношении полеты Бабушкина были выдающимися. Взлет с дрейфующей льдины и возвращение к ней до того момента мало кто практиковал, поскольку это считалось очень рискованным делом. М.С. Бабушкин совершил таких 15 посадок и взлетов. Как объяснили спасенные итальянские офицеры, они покинули обессилевшего Мальмгрена на 14-й день по выходу из лагеря. Перед тем как его оставить они вырыли ему углубление во льду, т.е. по сути, могилу. Также якобы шведский физик передал им свои часы с просьбой отдать их его родным. Многие советские моряки на борту «Красина», с трудом скрывая своего презрительного отношения к Цаппи и Мариано, считали, что те попросту бросили на произвол судьбы своего товарища, попутно обобрав его. 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz