Беляев, Д. П. Очерки по истории изучения и освоения Арктики : учебное пособие / Д. П. Беляев ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Мурм. гос. гуманитар. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2013. - 107 с. : ил., цв. ил., портр., карты, факс.
войны полеты над Северным Ледовитым океаном были прекращены, но после ее окончания началась работа по завоеванию Арктики с воздуха. На протяжении 1920-х - начале 1930-х гг. шла своеобразная дуэль между сторонниками разных типов летательных аппаратов: самолета и дирижабля. Причем громкие победы и горькие поражения были у обеих сторон. Как известно, дирижабли прекрасно себя зарекомендовали в годы Первой Мировой войны. Они обладали большой грузоподъемностью и автономностью полета. Первым, кому удалось с помощью дирижабля долететь до Северного полюса, был известный норвежский исследователь Р. Амудсен в 1926 г. Вскоре после этого перелета, итальянский исследователь Умберто Нобиле предпринял новую попытку на дирижабле «Италия» в 1928 г. «Италия» стартовала из бухты Кингсбея на архипелаге Шпицберген 23 мая. На ее борту было 17 человек. На следующий день дирижабль пролетел над Северным полюсом, где были выполнены магнитные наблюдения. Планировавшаяся высадка людей на полюс из-за неблагоприятных метеоусловий не состоялась. На обратном пути, не долетев до Шпицбергена, дирижабль стал стремительно терять высоту и ударился об ледяное поле. В результате удара гондола разломилась пополам. Кормовая часть кабины, в которой было 11 человек,145 осталась лежать на льду. Потеряв в весе более двух тонн, «Италия» поднялась в воздух и, будучи уже совершенно неуправляемой, улетела в восточном направлении. В носовой части кабины оставалось 6 человек (группа Александрини). Дальнейшая судьба этих людей - еще одна мрачная тайна Арктики. Скорее всего, поврежденный дирижабль вскоре снова упал на лед, и спастись никому уже не удалось. Поиски группы Александрини так же положительных результатов не дали. Во время катастрофы дирижабля на лед выпало много продовольствия и что самое главное - исправная радиостанция. Только 3 июня, после недели безуспешных попыток, радисту Бьяджи удалось наладить радиосвязь. К тому моменту, не веря, что подать сигнал бедствия при помощи радио удастся, лагерь оставили офицеры Цаппи, Мариано и шведский физик Мальмгрен. Они намеревались пешком дойти по плавучим льдам до Шпицбергена, где предполагали встретить промысловое судно и сообщить о бедственном положении экспедиции. Первым, кто принял сигнал бедствия, был советский радиолюбитель Н. Шмидт. 145 Это были: руководитель экспедиции - Нобиле, ученые - Мальмгрен, Понтремоли, Бегоунек, офицеры - Цаппи, Мариано, Вильери, инженер Трояни, техник Чечиони, радист Бьянджи и механик Помелла (погиб во время удара о лед). У Нобиле был перелом руки и ноги, Мальмгрен сломал руку, Чечиони - ногу, остальные отделались легкими ушибами. 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz